Святой пророк Илия

Святой пророк Илия

Среди множества имен, заполняющих христианские месяцесловы, имя пророка Илии, жившего почти три тысячи лет тому назад, занимает особое место. Мало кто из святых пользуется таким почитанием в православном народе. С личностью святого пророка на Руси люди часто связывают и множество суеверий и мифических вымыслов. Он представляется разъезжающим по небесам в колеснице и мечущим на землю молнии, одновременно он настолько «охлаждает» в день своего праздника воду в реках и озерах, что купание в них становится, для суеверных, делом почти что погибельным. Виной всему – полуязыческая народная традиция и буквальное восприятие житийного жанра, что часто порождает нелепые предрассудки.

Жизнь святого пророка Илии (точнее только годы его общественного служения) описана в библейских 3-й и 4-й Книгах Царств и отражает реальную историческую обстановку того времени. Илия появляется в истории уже зрелым человеком, т. к. о его происхождении известно лишь, что он «фесвитянин из жителей галаадских» (3 Цар 17:1). Главное дело пророка – борьба за веру в истинного Бога, за сохранение нравственных и общественных законов Моисеевой религии, из которой позднее и возросло христианство. На это указывает и само его имя Илия («Мой Бог – Яхве»).

После смерти царя Соломона (ок. 931 до н. э.) его монархия разделилась на два соперничающих царства – Израильское (со столицей в Самарии) и Иудейское, на территории которого остался Иерусалим. Вскоре Израиль, испытывавший сильное культурное влияние со стороны высокоразвитых соседей – Сирии и Финикии, оказался под угрозой полной утраты своей уникальной религиозной самобытности. Кризис достиг апогея в первой половине IX в. до н. э., когда женой слабохарактерного царя Ахава (874-853) стала финикиянка Иезавель, дочь тирского царя-жреца Ефваала (Итбаала). Она стремилась уничтожить богооткровенную религию Моисея и сделать культ Ваала государственной религией Израиля. По приказу фанатичной язычницы алтари Яхве были разрушены, а Его служители перебиты.

Культ Ваала – это поклонение ханаанейскому (финикийскому) богу бури, дождя, плодородия и физической похоти. Почитание Ваала и его супруги Астарты сопровождалось изуверствами и ночными радениями в особых рощах, наполненных непристойными изображениями.

В это время и появляется в погибающем Израиле пророк Илия. Он безбоязненно предрекает страшную засуху, посылаемую Богом для вразумления богоотступников. Вскоре пересыхают последние источники, царь и народ убеждаются в правоте слов пророка и соглашаются с предложением Илии устроить между ним и служителями Ваала религиозное состязание, которое должно зримо открыть истинного Бога.

Израильтяне и Ахав, собравшиеся у горы Кармил, на побережье Средиземного моря, воочию убеждаются в ложности Ваала, – потому что его жрецы, скакавшие вокруг жертвенника весь день, громко вопившие и коловшие себя ножами, не смогли добиться от своего бога никакого знамения. Напротив, по молитве Илии, в которой он просил Бога явить Себя «в огне» и обратить сердца людей, ниспавшее с небес пламя поглотило дрова и лежавшую на них жертву, обильно политую водой, что исключало сомнения в истинности чуда. Народ пал на колени и каялся в своем отступничестве, восклицая «Яхве – вот [истинный] Бог!». Языческие жрецы, развращавшие народ, были казнены. Вслед за этим хлынул дождь, и засуха отступила.

Но восстановления истинной веры не произошло: царь Ахав вновь оказался бессильным перед яростью Иезавель, объявившей пророка своим личным врагом. «И послала Иезавель гонца к Илие сказать: Если ты – Илия, то я – Иезавель; пусть то и то сделают мне боги и ещё больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоей душой того, что сделано с душой каждого из них» (3 Царств 19:2). Царица решила отомстить за своих погибших жрецов.

Илия бежит к священной горе Синай и горячо молится Богу: «Сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее» (3 Царств 19:10).

Но Господь укрепляет своего угодника – остались в Израиле семь тысяч человек, «не преклонивших колени перед Ваалом», – слышит в ответ Илия. Он должен вернуться в страну и избрать себе преемника в лице Елисея, который и завершит начатую им борьбу за веру.

В библейской традиции Илия – один из двух ветхозаветных святых, не увидевших смерти на земле, но удостоенных рая еще до прихода Господа Иисуса Христа. Поэтому на некоторых иконах Воскресения можно видеть Илию и Еноха у ворот рая, встречающих древних праведников, выводимых Христом через рухнувшие врата ада.
Второе явление на земле пророка Илии произойдет перед пришествием Мессии, и Христос сам указывает на Иоанна Предтечу как на пророка, явившегося перед Ним «в духе и силе Илии». Евангелие говорит, что вместе с Моисеем он также явился на горе Фавор во время знаменательного события преображения Господня. Два самых великих человека Ветхого Завета олицетворяют собой Закон и Пророки – два первых и важнейших частей Священного Писания.

Великими чудесами Илия много способствовал восстановлению истинной веры в Бога среди израильского народа и уничтожению идолопоклонства. Этим он подготовлял путь грядущему Спасителю мира. Пламенное усердие в защите истинной веры, безусловное послушание воле Божией, чистота и непорочность жизни, любовь к молитве и созерцанию тайн Божиих – таковы отличительные свойства этого великого пророка. Современники его, видя в нем благодать Божию, называли его человеком Божиим.

 

Тропарь, глас 4

Во плоти Ангел, пророков основание, вторый предтеча пришествия Христова, Илиа славный, сввше пославый Елиссееви благодать недуги отгоняти и прокаженныя очищати, темже и почитающим его точит исцеления.

Кондак, глас 2

Пророче и провидче великих дел Бога нашего, Илие великоимените, вещанием твоим уставивый водоточныя облаки, моли о нас Единаго Человеколюбца.

 Иерей Виталий Добров.