Среди множества имен, заполняющих христианские месяцесловы, имя пророка Илии, жившего почти три тысячи лет тому назад, занимает особое место. Мало кто из святых пользуется таким почитанием в православном народе. С личностью святого пророка на Руси люди часто связывают и множество суеверий и мифических вымыслов. Он представляется разъезжающим по небесам в колеснице и мечущим на землю молнии, одновременно он настолько «охлаждает» в день своего праздника воду в реках и озерах, что купание в них становится, для суеверных, делом почти что погибельным. Виной всему – полуязыческая народная традиция и буквальное восприятие житийного жанра, что часто порождает нелепые предрассудки.
Жизнь святого пророка Илии (точнее только годы его общественного служения) описана в библейских 3-й и 4-й Книгах Царств и отражает реальную историческую обстановку того времени. Илия появляется в истории уже зрелым человеком, т. к. о его происхождении известно лишь, что он «фесвитянин из жителей галаадских» (3 Цар 17:1). Главное дело пророка – борьба за веру в истинного Бога, за сохранение нравственных и общественных законов Моисеевой религии, из которой позднее и возросло христианство. На это указывает и само его имя Илия («Мой Бог – Яхве»).
После смерти царя Соломона (ок. 931 до н. э.) его монархия разделилась на два соперничающих царства – Израильское (со столицей в Самарии) и Иудейское, на территории которого остался Иерусалим. Вскоре Израиль, испытывавший сильное культурное влияние со стороны высокоразвитых соседей – Сирии и Финикии, оказался под угрозой полной утраты своей уникальной религиозной самобытности. Кризис достиг апогея в первой половине IX в. до н. э., когда женой слабохарактерного царя Ахава (874-853) стала финикиянка Иезавель, дочь тирского царя-жреца Ефваала (Итбаала). Она стремилась уничтожить богооткровенную религию Моисея и сделать культ Ваала государственной религией Израиля. По приказу фанатичной язычницы алтари Яхве были разрушены, а Его служители перебиты.
Культ Ваала – это поклонение ханаанейскому (финикийскому) богу бури, дождя, плодородия и физической похоти. Почитание Ваала и его супруги Астарты сопровождалось изуверствами и ночными радениями в особых рощах, наполненных непристойными изображениями.
В это время и появляется в погибающем Израиле пророк Илия. Он безбоязненно предрекает страшную засуху, посылаемую Богом для вразумления богоотступников. Вскоре пересыхают последние источники, царь и народ убеждаются в правоте слов пророка и соглашаются с предложением Илии устроить между ним и служителями Ваала религиозное состязание, которое должно зримо открыть истинного Бога.
Израильтяне и Ахав, собравшиеся у горы Кармил, на побережье Средиземного моря, воочию убеждаются в ложности Ваала, – потому что его жрецы, скакавшие вокруг жертвенника весь день, громко вопившие и коловшие себя ножами, не смогли добиться от своего бога никакого знамения. Напротив, по молитве Илии, в которой он просил Бога явить Себя «в огне» и обратить сердца людей, ниспавшее с небес пламя поглотило дрова и лежавшую на них жертву, обильно политую водой, что исключало сомнения в истинности чуда. Народ пал на колени и каялся в своем отступничестве, восклицая «Яхве – вот [истинный] Бог!». Языческие жрецы, развращавшие народ, были казнены. Вслед за этим хлынул дождь, и засуха отступила.
Но восстановления истинной веры не произошло: царь Ахав вновь оказался бессильным перед яростью Иезавель, объявившей пророка своим личным врагом. «И послала Иезавель гонца к Илие сказать: Если ты – Илия, то я – Иезавель; пусть то и то сделают мне боги и ещё больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоей душой того, что сделано с душой каждого из них» (3 Царств 19:2). Царица решила отомстить за своих погибших жрецов.
Илия бежит к священной горе Синай и горячо молится Богу: «Сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее» (3 Царств 19:10).
Но Господь укрепляет своего угодника – остались в Израиле семь тысяч человек, «не преклонивших колени перед Ваалом», – слышит в ответ Илия. Он должен вернуться в страну и избрать себе преемника в лице Елисея, который и завершит начатую им борьбу за веру.
В библейской традиции Илия – один из двух ветхозаветных святых, не увидевших смерти на земле, но удостоенных рая еще до прихода Господа Иисуса Христа. Поэтому на некоторых иконах Воскресения можно видеть Илию и Еноха у ворот рая, встречающих древних праведников, выводимых Христом через рухнувшие врата ада.
Второе явление на земле пророка Илии произойдет перед пришествием Мессии, и Христос сам указывает на Иоанна Предтечу как на пророка, явившегося перед Ним «в духе и силе Илии». Евангелие говорит, что вместе с Моисеем он также явился на горе Фавор во время знаменательного события преображения Господня. Два самых великих человека Ветхого Завета олицетворяют собой Закон и Пророки – два первых и важнейших частей Священного Писания.
Великими чудесами Илия много способствовал восстановлению истинной веры в Бога среди израильского народа и уничтожению идолопоклонства. Этим он подготовлял путь грядущему Спасителю мира. Пламенное усердие в защите истинной веры, безусловное послушание воле Божией, чистота и непорочность жизни, любовь к молитве и созерцанию тайн Божиих – таковы отличительные свойства этого великого пророка. Современники его, видя в нем благодать Божию, называли его человеком Божиим.
Тропарь, глас 4
Во плоти Ангел, пророков основание, вторый предтеча пришествия Христова, Илиа славный, сввше пославый Елиссееви благодать недуги отгоняти и прокаженныя очищати, темже и почитающим его точит исцеления.
Кондак, глас 2
Пророче и провидче великих дел Бога нашего, Илие великоимените, вещанием твоим уставивый водоточныя облаки, моли о нас Единаго Человеколюбца.
Иерей Виталий Добров.