Сретение Господне

Сретение Господне

Праздник Сретения Господня посвящен одному из величайших событий в истории – встрече Ветхого и Нового Заветов. Ветхий Завет был детоводителем евреев ко Христу, взращенные на Моисеевом законе люди готовились к встрече, которую они ожидали от грехопадения Адама. Ожесточенное своим падшим состоянием человеческое сердце жаждало избавления от плодов греха, но ему надлежало пройти немалый путь самовоспитания, духовного созревания, которое сделало бы эту встречу возможной. И вот, наконец, добрый плод зрелости человеческого духа появился на омертвелой лозе человеческого рода. На свете появился человек, не имевший личного греха – Дева Мария. В ней воля человеческая покоряется воле Божией, условие спасения впервые реализовалось в невероятной полноте. И происходит невероятное – Бог соединяет свою природу с природой человеческой. Человек оказался способен услышать любовь, и Господь берет на Себя бремя закона, исполняя его за человека, которого Он освобождает от его гнета. Закон упразднен любовью.  Эти события составляли предмет многовекового чаяния, о котором говорил Господь через пророков. В то время жил старец Симеон. Предание гласит, что он принадлежал к числу семидесяти двух толковников — переводчиков Ветхого Завета с древнееврейского языка на греческий. И вот, когда Симеон переводил книгу пророка Исайи, он усомнился в словах «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» (Ис. 7:14). И ангел Господень, явившийся ему, провозглашает, что Симеон не переступит порога смерти, пока сам не увидит Богомладенца. Казалось бы, Господь налагает на Симеона непосильное наказание, но правильнее было бы увидеть в этом таинственное действие  Промысла. Время шло к исполнению пророчества, и те люди, которые оказались волею Божией, сопричастны этим событиям, в том числе и Симеон, несли на себе печать грядущего освобождения от плена греха. А потому Господь через обещание, данное Симеону, поступает с ним так же, как и с апостолом Петром, тонувшим по неверию своему, подавая ему руку. Господь не хочет, чтобы его создания, оступившись, были ввержены в пучину смерти. И поэтому Он избавляет Симеона от ее власти до тех пор, пока явится Спаситель, избавивший все человечество от уз смерти. И вот, свершилось, «пришел в мир, Им же мир быша». По наитию Духа Святаго Симеон приходит в Иерусалимский храм в тот день и час, когда Дева Мария приносит туда младенца Иисуса, чтобы исполнить Закон Моисеев. Свидетельницей этих событий становится Анна, дочь Фануилова, которая действием Духа Святаго была наделена даром пророчества. После своего непродолжительного замужества она прожила до 84 лет вблизи храма, ожидая встречи со Спасителем. Промыслом Божиим они встречаются. Ветхий Завет поклоняется Новому Завету. И принимая Богомладенца на руки, Симеон произносит фразу, которая выразила собой духовный ответ благодарного человеческого сердца, почувствовавшего на себе любовь Божию: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром». 

Иерей Андрей Евстигнеев