Пугачевские новомученики

Пугачевские новомученики

 

 

«Благословен Бог! и в наш век произрасли мученики, и мы удостоились видеть людей, закалаемых за Христа, людей, проливающих святую кровь, которая орошает всю Церковь… и мы имеем теперь у себя этих венценосцев». Этими словами св. Иоанн Златоуст выразил радость Церкви, прославляющей тех, чья пролитая за Христа кровь — семя самого христианства. Во дни безбожного гонения, когда мучители поставили своей целью полное уничтожение видимой Церкви, во множестве просияли по всей России святые мученики. Некоторых из этих страдальцев за веру были торжественно прославлены в лике святых на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, другие еще только ждут своего прославления. Но жизнь их и твердое стояние в вере да будут нам всем примером и наставлением в наше нелегкое время.

В 1920–1930-е годы православные приходы северо-восточных районов Саратовской области были объединены в викариатство с центром в г. Николаевск (ныне Пугачев). Многие из священнослужителей и мирян полили эту землю своей мученической кровью. История большевистского гонения в этих местах еще ждет своего летописца, но начертать ее вкратце возможно уже сейчас.

18 марта 1924 г. во епископа Николаевского был рукоположен вдовый священник Петр Флеринский, постриженный в монашество с именем Павел. Владыка родился 29 июня 1871 г. в селе Федоровка Ставропольского уезда Самарской губернии в семье псаломщика. По окончании Самарской Духовной семинарии 2 года прослужил учителем церковно-приходской школы в Самаре. В 1895 г. рукоположен в сан священника и до 1910 г. служил на приходе в селах Тарасовка и Александровка Самарской епархии, вел миссионерскую работу среди местных сектантов — баптистов и хлыстов. Во время эпидемии холеры ослепла его жена, которая после того, как от нее отказались врачи, испросила молитв о себе св. прав. Иоанна Кронштадтского. Выздоровев, она приехала в Кронштадт благодарить св. Иоанна и просить его молитв о муже, но праведник ответил: «Ему приличнее молиться обо мне, ведь я просто священник, а он — будущий архипастырь». В 1910 году о. Петра перевели в с. Большая Глушица и назначили благочинным. Здесь он прослужил 15 лет, продолжая свою миссионерскую деятельность.

Святитель принял в управление викариатство, церковная жизнь в котором была весьма основательно расшатана обновленцами. Но он, уповая на помощь Божию, где покрывая немощи любовью, а где и властным пастырским словом сумел восстановить нормальную церковную жизнь. Он избирал священников на пустовавшие из-за гонений приходы, благословляя при необходимости даже совершение службы выборными мирянами, лишь бы люди не оставались без слова Божия. Естественно, что такая деятельность епископа не могла не вызвать пристального внимания безбожных властей, и 10 января 1931 года Владыка Павел был арестован Пугачевским ОКР ОГПУ за «антисоветскую агитацию среди верующих» и 30 апреля 1931 года заседанием тройки ПП ОГПУ по Нижне-Волжскому Краю осужден к 5 годам лишения свободы. Ссылку он отбывал в Усть-Куломе на реке Печоре. 3 сентября 1931 года назначен епископом Покровским (Энгельсским), викарием Уральской епархии, но в управление викариатством вступить так и не смог. Освободившись весной 1936 года, он переехал к дочери в Казань. До самой своей кончины епископ Павел духовно окормлял верующих Покровского и Пугачевского викариатств. Владыка преставился ко Господу 14 октября 1940 года, предузнав свою кончину, и был погребен в Казани недалеко от кладбищенской церкви на участке кладбища, где хоронили умерших монахинь. Его могила почитается верующими, уверенными в праведности почившего архиерея.

Среди ставленников епископа Павла был священник Константин Самуилов. Он был секретарем Владыки, а после ареста и смерти в ссылке в 1931 г. его отца — протоиерея Сергия Самуилова, епископ Павел предложил Константину принять священство. Крестный путь о. Константина, начавшийся арестом в 1934 г. за «распространение антисоветской литературы», закончился мученической кончиной в Ухтомско-Печерских лагерях предположительно в 1935 г.

Епископа Павла на Пугачевской кафедре сменил епископ Николай (Амасийский). Этот ревностный архипастырь, уже «успевший» к тому времени побывать в трехлетней туркестанской ссылке, также прежде своего поставления священствовал на сельском приходе Николаевского уезда. После служения на Саратовщине Господь призвал его к исповедничеству на донской земле. 22 ноября 1933 г. Владыку назначили на кафедру в Ростов-на-Дону (с 1934 г. — в сане архиепископа). Чудом избежав расстрела в 1938 году, святитель ушел в катакомбы. Он вернулся к управлению епархией лишь с приходом немецкой армии. Бежав от наступавшей Красной Армии в Румынию, архиепископ Николай преставился там ко Господу в 1945 г. Страдальческий подвиг выпал на долю не только архиепископа Николая, но и его сына — священника Николая Амасийского. Он священствовал в г. Пугачеве и был арестован по одному «делу» с о. Константином Самуиловым. Иерея Николая и арестованного тогда же священника села Корнеевка Пугачевского района о. Иоанна Заседателева приговорили к трем годам ссылки в Казахстан. Оттуда им уже не суждено было вернуться — безбожные гонители замучили их на казахстанской земле: о. Николай погиб в 1938 г., а о. Иоанн — в 1942 г.

5 февраля 1935 года архиепископом Пугачевским был назначен досрочно вернувшийся из ссылки (где провел два года из назначенных пяти) архиепископ Самарский Александр (Трапицын). Новомученик родился 29 августа 1862 г. в селе Волма Кировской губернии в семье священнослужителя. В 1888 г. он окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В следующем году он был рукоположен в сан священника в вятской Всехсвятской церкви. С 1897 г. отец Александр служил инспектором Вятской Духовной семинарии, а в 1900 г. принял монашество. В 1901 г. он был возведен в сан архимандрита и определен ректором Калужской Духовной семинарии. 12 декабря 1904 г. в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры состоялась архиерейская хиротония архимандрита Александра во епископа Муромского, викария Владимирской епархии. Ее совершали будущий священномученик митрополит Московский Владимир (Богоявленский) и другие архипастыри. 23 ноября 1907 г. святитель Александр назначен епископом Юрьевским, викарием той же епархии. 29 мая 1912 г. назначен епископом Вологодским и Тотемским, управлял Вологодской епархией до 1921 г. В 1928 г. назначен на Самарскую (Куйбышевскую) кафедру с возведением в сан архиепископа.

Но архиепископ Александр управлял новой епархией только до 3 июля 1935 г. В конце 1937 г. он был арестован в г. Куйбышев по групповому делу «церковно-сектантской организации куйбышевского духовенства». Постановлением Тройки УНКВД по Куйбышевской области от 21 и 30 декабря 1937 г. 251 человек из 269, в общей сложности проходивших по делу, в том числе архиепископ Александр и архиепископ Куйбышевский Ириней (Шульмин), были приговорены к высшей мере наказания. Приговор в отношении архиепископа Александра был приведен в исполнение 14 января 1938 г. Вместе с ним были расстреляны восемь священников Куйбышевской епархии: Александр Иванов, Александр Органов, Василий Витевский, Вячеслав Инфантов, Иаков Алферов, Иоанн Смирнов, Иоанн Сульдин и Трофим Мячин.

Трофим Григорьевич Мячин родился в 1888 г. в с. Бриковка Духовницкого района Саратовской области. В 1933 г. за «антисоветскую агитацию» был осужден на 3 года концлагерей. Срок наказания отбыл полностью. Проживал в г. Куйбышеве. Работал счетоводом Куйбышевского Техремснабкино.

Последним Пугачевским архиереем был, вероятно, епископ Стефан (Виноградов), сменивший 3 июля 1935 г. священномученика Александра. Об этом исповеднике известно очень мало: он был арестован в декабре 1935 г. и скончался в заключении не ранее мая 1936 г.

Долгие годы православные хранили в своем сердце память о добрых пастырях, в годину безбожного гонения подъявших подвиг исповедничества и мученичества, и вот, наконец, имена некоторых из них возвращаются к нам. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (13 – 16 августа 2000 г.), рассмотрев среди прочих документов о Российских Новомучениках свидетельства о праведной жизни и мученическом подвиге священников Николая Амасийского и Иоанна Заседателева, архиепископа бывшего Самарского Александра (Трапицына) и иже с ним убиенных восьми иереев, определил причислить их к лику святых для общецерковного почитания в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

 

Тропарь священномученику Александру, глас 6:

Священномучениче Александре, безбожную крепость твердым борением низложил еси и вознесл еси веру Православную, злочестивое служение уничижил еси и дерзновенно Христа Бога проповедал еси и ныне неустанно молися за град Самару и вся волжския страны, даровати нам мир и велию милость.

Кондак, глас 2:

Яко просияв, Александре, житием святительским, и в мире облистал еси течением страдальчества, разгнал еси мрачную прелесть безбожников воинствующих и раскольников злобствующих, показав истинную славу православных, сего ради моли Христа Бога спастися душам нашим.

Святии новомученицы, молите Бога о нас!

диакон Максим Плякин