СОБОР АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ, АРХАНГЕЛОВ: ГАВРИИЛА, РАФАИЛА, УРИИЛА, СЕЛАФИИЛА, ИЕГУДИИЛА, ВАРАХИИЛА И ИЕРЕМИИЛА

СОБОР АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА    И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ, АРХАНГЕЛОВ:   ГАВРИИЛА, РАФАИЛА, УРИИЛА, СЕЛАФИИЛА, ИЕГУДИИЛА,   ВАРАХИИЛА И ИЕРЕМИИЛА

Сегодня Православная Церковь прославляет Архистратига Божия
Михаила и всех прочих Сил небесных. Наше внимание обращается на величие Божие
прославляемое всей полнотой Церкви – не только воинствующей – всеми нами
стремящимися ко спасению, борющимися со своими немощами, но и Церковью
торжествующей – святыми Ангелами и угодниками Божиими. Сегодняшнее торжество
объединяет наши молитвы и служение Единому Творцу всего мира – видимого и
невидимого. Все небесные Силы во главе с архангелом Михаилом неустанно
предстоят пред престолом Великого Бога и всем своим существом пронизываются
радостью и любовью сияющими от Творца, что бы и нам помочь приобщиться к этому
блаженству и славе.

Священное Писание как Ветхого, так и Нового Завета изобилует
свидетельствами об участии ангелов в человеческой истории. Так, для охранения
пути к дереву жизни, Господь «поставил на востоке у сада Едемского Херувима и
пламенный меч обращающийся» (Быт. 3,24). Ангел удержал руку Авраама,
вознесенную на заклание Исаака (Быт.22,15-17). Ангел сохранил жизнь умирающему
от жажды Измаилу (Быт.21,17-19). Пророку Захарии несколько раз являлся ангел,
передавая ему волю Божию и даже обращался к пророку с ходатайством о народе иу­дейском
(Зах.1,9-19; 2,3; 3,3-6; 4,1-5). Приведенные примеры – это только
незначительная часть многочисленных явлений и служения ангелов людям в Ветхом
Завете.

На границе обоих заветов происходит явление архангела
Гавриила священнику Захарии: «Тогда явился ему ангел Господень, стоя по пра­вую
сторону жертвенника кадильного» (Лк.1,11).

И в Новом Завете неизменно продолжается служение и явление
ан­гелов людям. Ангел возвестил Деве Марии чудесное зачатие Спасителя
(Лк.1,26). Ангел повелел Иосифу с младенцем Иисусом и Его ма­терью бежать в
Египет (Мф. 2,13). Во время гефсиманского борения Бог посылает изнемогающему
Своему Сыну ангела, укрепляющего Его на начинающемся пути Страстей (Лк.22,43). Ангелы
возвестили совершившееся воскресение Господне и Его славное вознесение
(Ин.20,12; Деян.1,10-11). Кроме этого ангелы принимают участие в людских
переживаниях и находятся в постоянном единении с Церковью Божией на земле (Лк.
15,10; 16,22; 1Петр.1,12; Евр.12,22).

Сам Спаситель упоминает об ангелах объясняя притчу о
плевелах (Мф.13.37-39). А говоря о Своем вто­ром пришествии, Иисус Христос
учил, что «Сын Человеческий приидет во славе Своей и Отчей и святых ангел»
(Лк.9,26).

В Божественном Откровении постоянно подчеркивается служебная
миссия ангелов. Об этом свидетельствует и само их название «ангел» (греч. –angelos),
т. е. вестник. Оно указывает не на природу существа, носящего это название, а
на род его служения. Ангелы, по апостолу Павлу, это «служебные духи, посылаемые
на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр 1. 14).

Предназначение ангелов для служения Богу и людям
предполагает наличие в природе ангелов таких двух свойств как: разума и силы. В
соответствии с этим Священное Писание,  святые отцы, а также литургические тексты
употребляют по отношению к ангелам имена "умы" и "силы".
Всем православным хорошо известны песнопения и богослужебные тексты: «Ныне силы
небесные с нами неви­димо служат», «Господи сил с нами буди», «Да торжествует
умов ес­тество» и другие. Понятие об "умах" и "силах"
указывает и на другую сторону слу­жения ангелов. Они являлись исполнителями
воли Божией в творении мира, ангелы исполняют волю Божию в промысле о мире, а
также и во всем том, что касается суда над миром, наказания зла и поддержания
доб­ра.

Священное Писание свидетельствует, что ангелов существует
бесчисленное множество. Святитель Иоанн Златоуст убежден, что есть «мириады
мириад ангелов, тысячи тысяч архангелов, престолы, господства, начала и власти,
бесчисленные сонмы бестелесных сил и неисповедимые роды их». Святитель Кирилл
Иерусалимский, сравнивая количество обитателей мира земного с миром небесным,
замечает: «Населяемая земля есть как бы точка среди этого единого неба. И
объемлющее землю небо имеет такое множество обитателей, какова его широта.
Небеса же небес населены несравненно большим числом. Если написано «тысячи
тысяч служили Ему, и тьмы тем предстояли пред Ним» (Дан 7. 10), то не потому,
что таково именно число, но потому, что Пророк не мог и сказать большего
числа». Многие ангельские имена, лики и чины остаются неизвестными людям в их
земной жизни и могут быть открыты им только после их смерти. «Есть без сомнения
и другие силы,– пишет свт. Иоанн Златоуст,– которых мы не знаем по именам… Есть,
конечно, ангелы и архангелы, престолы и господства, начала и власти, однакож не
они одни составляют всех жителей небесных; их – целые… неисчислимые
поколения, которых не может изобразить никакое слово».

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих
Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском
Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский
Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам
и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в
ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в
соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает
на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые
отцы называют "днем восьмым", ибо после века сего, идущего седмицами
дней, наступит "день осмый", и тогда «приидет Сын Человеческий в
Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31).

Вера Церкви в бытие ангелов, закрепленная в Символе веры, за­свидетельствована
и VII Вселенским Собором, который определил вместе с почитанием икон Спасителя
и святых чествовать и изображения ангелов Божиих. Православная Церковь, в
отличие от протестантов, запретивших молитвенное обращение к ангелам,
заповедует почитать их так же, как почитаются в Церкви святые угодники, и иметь
с ними молитвенную связь как со служителями Пресвятой Троицы.

В день памяти Архангела Михаила, День Ангела празднуют клирики нашего храма иерей Михаил Дубинин и иерей Михаил Поликаровский.

Настоятель, клирики  и прихожане нашего храма сердечно поздравляют их с Днем Ангела и желают им крепкого здоровья, долголетия и помощи Божией в деле служения у престола Господа нашего Иисуса Христа.

Многая и Благая Лета!!!