Все мы знаем, что такое обида, потому что обижали и
обижались. Сами того не сознавая, всякий обижающий и всякий обижающийся ранят
себя, так как лишают себя солнца любви. Обидчик ранит не только свою душу, но и
тело: злые эмоции рождают в человеке болезненное напряжение тела, что
отражается на его физическом обмене веществ и нарушает жизнь. Обидчик обижает
прежде всего себя. Но и обижающийся поступает неразумно, сам себя ранит. Надо
себя закрывать светлым щитом от обид, не обращать на них внимания. А что еще
выше – это противопоставить обиде любовь, кротость, великодушие: «Научитесь от
Меня, — сказал Христос Спаситель, — ибо Я кроток и смирен сердцем. И найдете
покой душам вашим» (Мф. 11, 29). Вот простая дорога к счастью, о котором часто
думает человек, не зная путей к нему.
Чувства справедливости и сострадания могут рождаться и в
материалисте, вопреки его материалистической теории. Как человек материалист
может быть нравственно чутким. И бывает, что сердце верующего в Бога (вопреки
духу этой веры) наполняется алчностью, бессердечностью. Как у материалиста
«неверие» может быть лишь на кончике его языка, так и «вера в Бога» бывает
иногда лишь на кончике языка у верующего человека.
Человека обижает человек своей злой (или недостаточно
доброй) волей. И все эти бесчисленные «молекулярные» в мире обиды, все наше
личное и общее зло рождают в мире те черные грозовые тучи конфликтов, войн и
душегубства, от которых содрогается человечество.
Обида может быть бессознательной. Нанесение обиды идет от
гордости, желающей унизить человека, от мстительности, злобы. Обижают люди и от
алчности, зависти, тщеславия, эгоизма и просто от душевной нечуткости и
нравственной невнимательности.
Сказано человеку: «Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не
убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай» (Мк. 9, 19). Но если обида
случилась, ей надо противопоставить необидчивость. В преодоление зла входит и
преодоление обидчивости. Мы, люди, так легко друг друга обижаем. И еще легче – обижаемся.
Даже если нас никто не обижает, мы и тогда обижаемся. Нам иногда хочется
почувствовать себя «обиженными», и в этом проявляется дурная человеческая
инфантильность. Ребенок иногда хочет зарыдать не потому, что его обидела мать,
а потому, что ему вдруг сладко захотелось почувствовать себя (и, главное,
показать себя!) обиженным. Это незрелость души.
«Активный эгоист» обижает, «пассивный» обижается. Обиды
активных и обидчивость пассивных эгоистов очень мешают жизни. И выход из этих
состояний только один – к свободе духа: никого не обижать и ни на кого не
обижаться.
Подготовила Косарева Светлана