ИОАНН БОГОСЛОВ – АПОСТОЛ ЛЮБВИ

 

Сегодня, 9 октября (26 сентября по старому стилю), в православном календаре значится день памяти (преставление) апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Сын палестинского рыбака Зеведея, промышлявшего на Тивериадском озере, юный Иоанн стал учеником Иоанна Крестителя, а затем одним из двенадцати апостолов Иисуса Христа и одним из трех ближайших Его учеников (вместе с братом Иаковом Старшим и Петром). Более того, Иоанн – «ученик, которого любил Иисус», а потому – и самый близкий Его ученик. Евангелия повествуют, что апостолы, сочтя дело своего Учителя неудавшимся, в страхе разбежались из ночного Гефсиманского сада и даже не почтили последних минут Его земной жизни у Голгофы. Из них один лишь Иоанн пребывал у подножия Креста, не заботясь о собственной безопасности. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх. …Боящийся несовершенен в любви», – напишет он позднее (1Ин 4:18). Умирающий на кресте Христос вместо себя усыновил Иоанна своей Матери Деве Марии. «С той поры ученик взял Её к себе», – читаем в его Евангелии (Ин 19:27).

Апостол Иоанн был свидетелем преображения Господа, во время Тайной вечери «возлежал на груди Иисуса» (отсюда понятие «наперсник») и одним из первых услышал весть о Воскресении. О его последующей жизни достоверных сведений мало. Вместе с Петром он проповедовал в пределах Палестины и, согласно преданию, жил вместе со своей названной матерью в Иерусалиме, а затем в Ефесе (на западном побережье Малой Азии, ныне Турция). Он умер здесь своей смертью глубоким старцем в начале II века, и этим знаменательно отличается от всех других апостолов, принявших насильственную мученическую смерть от гонителей.

«За свое Евангелие апостол Иоанн был назван Богословом, а его символом стал орел: подобно тому, как орел высоко парит в небесах, Иоанн в своем Евангелии поднимается до самых высоких религиозных истин. Одно из побуждений, которым руководствовался апостол Иоанн, составляя свое Евангелие, – доказать, что Иисус Христос действительно был Сыном Божиим, а не просто одним из пророков или учителей нравственности, противостать возникшим в первых христианских общинах ложным представлениям о том, кто есть Господь наш Иисус Христос», – объясняет протоиерей Максим Козлов.

Не случайно оно начинается с определения Иисуса Христа: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1, 1).

Эти слова не о достоинстве человеческого языка, не о том, что духовные ценности превалируют над материальными, не о том, что «рукописи не горят» и слово остается в веках, а о том Слове, которое является второй ипостасью Святой Троицы и воплотилось ради нашего спасения, — говорит протоиерей Максим Козлов.

Апостола Иоанна называют апостолом любви. Прочтя три его послания, нетрудно понять почему: один из главных вопросов для их автора – что такое любовь.

Любовь в посланиях Иоанна – это, в первую очередь, отношения между человеком и Богом. Любовь – это не страсть, не абстрактное чувство. Она имеет конкретное выражение в поведении человека: «Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его» (2Ин. 1, 6). Иоанн Богослов пишет и о любви Бога к людям. Прежде всего, она выражается в жертве, принесенной Им за человеческие грехи: «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том и любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1Ин. 4, 9-10).

Чтобы ответить на божественную любовь, человек должен полюбить в первую очередь даже не Бога, Которого он никогда не видел, а людей, которые живут рядом с ним. «Бога никто никогда не видел, – пишет апостол Иоанн. – Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1 Ин. 4, 12). 

Кроме четвертого Евангелия, авторству Иоанна принадлежит три Соборных послания и Книга Откровения (греч. Апокалипсис), которая содержит мистико-символические картины завершения земной истории. Согласно одному из преданий, она была написана на острове Патмос в Эгейском море, во время царствования императора Домициана (81-96), куда схваченный Иоанн был отправлен в ссылку. Здесь священный автор получил таинственное откровение о непрекращающейся в течение многих веков борьбе дьявола за род человеческий, которая закончится сокрушительным поражением антихриста и его клевретов, преображением неба и земли и торжеством Агнца. Книга является излюбленным источником как внецерковных оккультных умствований (нелепых представлений «конца света»), так и сюжетов для многих прославленных художников и поэтов. Апокалипсис, пожалуй, самая таинственная книга Нового Завета. Словом «апокалипсис» нередко называют последние времена, хотя в переводе с греческого оно значит «откровение» – открытие будущего.

 Это единственная пророческая книга в Новом Завете, и если книги ветхозаветных пророков читают в Церкви как предсказание о пришествии Христа, Апокалипсис за богослужением не читается никогда. Это происходит по той причине, что Апокалипсис — книга таинственная и, в отличие от прочих, полнота некоторых его частей откроется в те времена, когда пророчества будут приходить в исполнение. И откроются для «малого стада» – тех христиан, которые в Апокалипсисе будут находить опору, чтобы выстоять в последние времена, о которых и пишет Иоанн Богослов, а не для того, что бы привести в смятение сердца христиан.

Апостол Иоанн прожил на земле более 100 лет, оставшись, наконец, единственным живым человеком, видевшим Иисуса Христа во время Его земной жизни; остальные апостолы в это время все уже скончались мученической смертью. Вся христианская Церковь глубоко чтила апостола Иоанна  как тайнозрителя судеб Божиих. Сам Господь дал Своему любимому ученику и его брату апостолу Иакову наименование Воанергес, что значит «сыны громовы», а Церковь назвала его Богословом за глубину возвещенных им миру божественных откровений. На иконах святой апостол  Иоанн изображается с орлом –символом высокого парения его богословской мысли.

Тропарь, глас 2:

Апостоле Христу Богу возлюбленне, ускори избавити люди безответны, приемлет тя припадающа, иже падша на перси приемый: Егоже моли, Богослове, и належащую мглу языков разгнати, прося нам мира и велия милости.

Кондак, глас 2:

Величия твоя, девственниче, кто повесть; точиши бо чудеса, и изливаеши исцеления, и молишися о душах наших, яко богослов и друг Христов.