«Око Лукавое…»

“Светильник для тела ест око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно” (Матф. 6:22-23).

           

Око это ум. Тело — это состав души. Таким образом, когда ум твой прост, чист, не загрязнен, тогда и светло, радостно в душе. Когда же ум твой лукавый, загрязнен — тогда и в душе темно, — говорит святитель Феофан Затворник.

Но что такое ум простой и лукавый? Ум простой тот, который принимает Слово Божие без хитроумия и без колебания входит в Христову Церковь для усыновления себя Богу. Ум же лукавый — это тот ум, который приступает к Слову Божию с лукавством, а в Церковь Христову вступает не как ученик, а как критик и судья, не для того, чтобы поучиться и следовать за Христом, а чтобы порассуждать, собою похвалиться и над Словом Божиим поглумиться. Ум лукавый это тот ум, который и Слово Божие и законы Церкви подводит под свои умствования; он не падет пред Христом ниц с мольбою — “верую, Господи, помоги моему неверию,” ибо ум лукавый не ищет умножения данного ему таланта веры, но живет своим греховным “я.” О таком челов с лукавым умом недавно читали мы в м. Недавно этот человек обратился ко Христу и, о ужас, в им редактируемом журнале, ко дням Крестных Страданий Христа, поместил на Кресте распятого зайца в терновом венце… Этот “новообращенный” тип выявил, таким образом, свое лукавство, свой антихристианский лик.

Человек лукавого ума всегда не тверд в своих мыслях, ибо строит он жизнь свою не на твердом фундаменте веры и верности Христу, а на баснях человеческих, которые обильно ныне сеют в мире сем сатанисты. Ум лукавый всегда изменчив, ибо не имея основания в Боге, как в Абсолютном Авторитете и Источнике Света и Разума, он, под влиянием ветров разных философий, кружковщины и партийной принадлежности, колеблется, как маятник. Всегда в душе его неразбериха, и ходит человек лукавого ума в мире сем ощупью, в потемках, или в тоне наглеца и демагога. Не знает он чистой радости, его веселье обычно напускное, не из глубины оно исходит там, в глубине, у него хаос и мрак.

Человек с лукавым умом обычно упорствует в своем лукавстве. Почему он упорствует? Да, он сознает часто и чувствует, что что-то с ним неладно, что он в рабство попадает, и все же упорствует. Почему? Потому что, во-первых, — одержимый самолюбием и крайней степенью тщеславия, он стесняется “сдать свои позиции,” ему кажется, что этим он лицо свое потеряет; во-вторых, — некоторые считают, что вера лишает человека свободы, они привыкли к ложной свободе ума; и в-третьих, — некоторые настолько увлеклись широким путем страстей, своеволия, что боятся и слышать о положительных заповедях, бегут от голоса совести и, сами того не замечая, прилагаются скотом несмысленным. Ум лукавый это — и источник разделений в Церкви Христовой, начало ересей и расколов. Посему-то и говорит нам Христос: “Отымите лукавство от душ ваших.” Челове сердце твое,” — взывает к нам Господь, чистое, от лукавства и лицемерия свободное, чтобы мог ты быть в мире сем Богу соработником. 

Статья подготовлена  по материалам проповедей Епископа Митрофана Зноско-Боровского.