1-2 мая прихожане Храма Рождества Христова посетили с паломнической поездкой город Муром, где поклонились святыням земли Муромской.
ТРОИЦКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Троицкий женский монастырь основан в 1643 г. богатым Муромским купцом Тарасием Борисовым по прозвищу Богдан Цветной на месте деревянной церкви.
По преданию, где-то здесь, на "Старом Вышнем городище", кн. Константином, крестившим Муромскую землю, был поставлен первоначальный деревянный храм во имя страстотерпцев Бориса и Глеба. В последствии на этом месте соорудили деревянную Троицкую церковь. Опись 1636 г. сохранила ее описание: "Супротив монастыря (Благовещенского) церковь ружная Живоначальные Троицы древяна, верх шатровый, с папертью, глава и крест обиты железом белым, да в той же церкви придел Бориса и Глеба… и в церквах Божия Милосердия образа и свечи поставные и сосуды церковные и ризы, и на колокольнице колокола — все церковное строение муромца торгового человека Бориса, Семенова сына, да сына его Богдана".
Главной святыней Троицкого монастыря стал Виленский Крест и Мощи Святых Петра и Февронии.
ПОВЕСТЬ О ВИЛЕНСКОМ КРЕСТЕ
В лето от сотворения мира 7166, а от Рождества Христова в 1658 году, в июле месяце, в субботний день, в Муроме гостиной сотни торговому человеку Богдану, Борисову сыну, Цветнову прилучилось идти от церкви Божией, от вечернего пения ко двору своему, и когда уже был он, Богдан, против улицы своей, по обычаю обратился к соборной церкви помолиться, и тогда против улицы его Богдана, сидел человек, который, увидя идущего Богдана, пошел за ним в улицу и, настигши его, остановил и вынул из шапки облаченный в бумагу крест поклонный скован из серебра, позолочен, камением и жемчугом украшен, который отдал Богдану говоря: прими сей животворящий крест, ибо некогда изволил он у тебя быть.
Но Богдан тут пока не принял креста, а вопросил сего человека, коего града ты и коего чину и как зовут по имени? И тот человек ему Богдану, сказал про себя: я есть житель града Арзамаса, сын боярский, зовут Василием Сергеевым, сын Микулин. Тогда Богдан усомнился, не искус ли какой хочет учинить над ним незнакомец, и спросил: что сей за крест? И он Василий, тогда начал ему, Богдану, сказывать с великими слезами следующее: в прошлом 7165 году, как великому государю Бог помог взять ли товский град Вильну, а он, Василий был в службе. И как вошли в тот град многие воинские люди, которые ворвались в литовскую церковь, за ним и я вошел туда же, намереваясь что-нибудь взять.
Но когда я вошел, все уже было украдено. Только выходя из нее, увидел я, что лежит на помосте церковном сронен сей животворящий крест, который поднял я и привез в арзамасский уезд к себе в дом, где и стоял сей животворящий крест в клети моей до того времени, как в нынешнем 1658 году от Рождества Христова, по указу великого государя, нашу братию начали высылать на службу, и как я стал собираться на нее услыхал в просоньи к себе таков глас: Василий! Возьми сей крест и отвези его в град Муром и отдай Богдану Цветному, изволил де тот животворящий крест быть в Муроме в девичьем монастыре, в церкви Живоначальной Троицы.
Я не поверил сему гласу, сочтя его за сонное мечтание. Но после сего во второй день в просоньи таков же глас слышу, и тому токож де не поверил и ни во что поставил. За два же дня до поездки моей на службу, спящему мне с великими угрозами опять повторено: отвези сей крест и не держи в дому своем если не отвезешь, где он изволит быть, зло пленен будешь, а за ослушание наказан будешь. Я, убоялся сего страшного предупреждения, и пришел к тебе, возьми сей крест Господень, не сомневайся ни о чем. Кто бы мне велел такое многоценное сокровище отдать тебе, если бы не сам он изволил токо быти? Я тебя и не знаю, только про тебя мне сказано.
Богдан, слыша от оного Василия такие речи, также со слезами тот животворящий крест Господень принял, а его, Василия, взял в свой дом и стал ему давать потребное от богатства своего. Он же страха ради Божия ничего не принял и пошел в путь свой на службу. Тарас же по прозванию Богдан, тот животворящий крест Господень со многою честию и молебным пением поставил в девичьем монастыре, в церкви Живоначальной Троицы на правой стороне, на аналое, где и до ныне благодатию Божиею обитается. В том же 7166 году случилось сему Василию быть на службе у Великого Государя и волею Божией под Конотопом на бою взяли его, Василия, в полон Крымские татары и отвезли в Крым, где и был он у них до осени до великого поста. Будучи же в плену, беспрестанно со слезами Бога молил и каялся, прощения прося о непослушании своем и о прочем согрешении, и животворящего креста силу на помощь призывал, чтобы его избавил от поганых татарских рук. И переступив всякий страх и надежду твердо возложив на силу животворящего креста, поскольку веровал, пошел из Крыма с вечера, чтобы убежать из плена, и шел всю ночь: к свету же увидел в стороне лесок, по дороге за ним гонят татарове два человека, и тот лесок пробежали меня не видя. Лежал же я в том леску до ночи и перед вечером татарове еще назад пробежали, браня меня по своему: ушел гяур, маскаран Василий. При наступлении же ночи я пошел на Русь, питаясь травою и кореньем, иногда на стан находил, где шли крымские люди и метали кости, и тем питался. И так помощью животворящего креста вышел в Черкесские города из плена и пришел в город Муром, где и помолился с благодарностию животворящему кресту, и про все он Василий, рассказал, что с ним случилось. Аминь.
ЖИТИЕ СВЯТЫХ ПЕТРА И ФЕВРОНИИ.
Святой благоверный князь Петр, в иночестве Давид, и святая благоверная княгиня Феврония, в иночество Евфросиния, Муромские чудотворцы. Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.
Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией.
Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.
Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ .
Спасо-Преображенский мужской монастырь города Мурома — древнейшая обитель Святой православной Руси. (Старше его только Киево-Печерская лавра). Чудо земли русской! Стоит на высоком берегу Оки и, словно огромный православный ковчег, плывет в синеве неба. Два храма, ризница, братский корпус, часовни…
Божественная красота открывается с вершины монастырского холма — необъятные муромские и нижегородские дали. Ока мощно и величественно несет свои воды к Волге. В этих местах накапливал богатырскую силу Илья Муромец. Здесь жили русские святые князья Петр и Феврония – покровители семьи.
В православные праздники многочисленный честной народ стекается в Спасский храм помолиться. В народе ходят слухи о чудесных исцелениях и прозрениях. Да и само восстановление монастыря можно назвать чудом! Весь советский период в монастыре находилась воинская часть. В одном храме – спортзал, в другом – склад, на территории – военный плац, три казармы (одна – в братском корпусе).
Одной из Святынь монастыря является частица мощей — перст Преподобного Ильи Муромца.
ЖИТИЕ ИЛЬИ МУРОМЦА.
О преподобном Илии известно, что он скончался, сложив персты правой руки для молитвы так, как принято и теперь в Православной Церкви — три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (конец XVII — XIX вв.) этот факт из жития святого служил сильным доказательством в пользу трёхперстного сложения.
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ.
История "первоначальной Благовещенской церкви", а позднее монастыря неразрывно связана с историей города Мурома. В конце XI — начале XII вв. Муром принадлежал князьям Черниговским. В 1097 г. его отдают в удел сыну Черниговского князя Святослава — Ярославу (Константину). С именем этого князя связано крещение Муромской земли.
В этом богоугодном деле ему помогали сыновья Михаил и Федор. Жестокие муромские язычники, не желая принимать князя, убили его младшего сына Михаила. В последствии они раскаялись в своем злодеянии, пораженные чудесным знамением от иконы Божией Матери, привезенной князем из Мурома.
В дальнейшем икона стала именоваться Муромской. Княжеский дворец поставили в Городище, укрепленном тыном и земляными валами. Рядом построили храм во имя Благовещения Богородицы. Тело убиенного князя Михаила было положено рядом с храмом. Постепенно вся княжеская семья нашла упокоение у стен этого храма.
Руководитель Паломнического центра при храме Рождества Христова Дионисий Лукьянов.