Беседа Христа с самарянкой

Беседа Христа с самарянкой

 

В пятое по Пасхе воскресенье вспоминается встреча Спасителя
с самарянкой. В ее лице Церковь представляет нам образ грешницы ищущей спасения
и готовой услышать призывающий глас Спасителя. Жизнь этой женщины складывалась
довольно сложно и не была счастливой. Но она всерьез задумывалась о смысле
жизни, о том, как должно веровать в Бога. Однажды она пошла за водой к колодцу,
возле которого сидел Сам Спаситель, утомившийся от тяжкого пути. Иудеи враждебно
относились к самарянам – представителям иудео-ассирийского племени,
ненавидимого «чистыми» иудеями до такой степени, что всякое соприкосновение с
ними почиталось осквернением, и вдруг Христос первым заговорил с ней и попросил
попить воды. Иисусу Христу, как истинному Богу, открыта каждая человеческая
душа, и Он знает, как привести ее ко спасению. Между ними завязался разговор.
Во время беседы Спаситель открывает женщине глубочайшую истину нашей веры. «Бог
есть Дух, – сказал ей Господь, – и поклоняться Ему должно в духе и истине». Поклоняться
Богу духом и истиной значит стремиться угождать Богу не одним лишь внешним
образом, а путем истинного и чистосердечного устремления к Богу как к Духу,
всеми силами своего существа. То есть не только внешне путем жертвоприношений,
как это делали и иудеи, и самаряне, полагавшие, будто богопочитание сводится
лишь к этому, а познавать и любить Бога, непритворно и нелицемерно желая
угодить Ему исполнением Его заповедей. Поклонение Богу «Духом и истиной» отнюдь
не исключает и внешней, обрядовой стороны богопочитания, как пытаются
утверждать некоторые лжеучителя и сектанты, оно и необходимо, и неизбежно,
поскольку человек состоит из души и тела. Сам Иисус Христос поклонялся Богу
Отцу телесно, совершая коленопреклонения и падая лицом на землю во время Своей
земной жизни. Но не в этой, внешней стороне заключена суть почитания Бога. Кроме
того, Спаситель открылся ей как Мессия, Христос, Которого с надеждой ожидали и
иудеи, и самаряне. 

Самарянка, пораженная этим разговором, пошла в город и стала
рассказывать всем о встрече со Спасителем. И многие жители уверовали в Него. По
их просьбе Господь остался в этом самарянском городе еще на два дня. Предание
сохранило для нас имя этой женщины – Фотиния (рус. – Светлана), которая стала
неустрашимой проповедницей Евангелия. Вера ее была велика, а лицо светилось
благочестием. За веру она вместе со своими сыновьями претерпела мучения и
смерть. Фотиния почитается Церковью как святая мученица.

Беседа Христа с самарянкой была первой проповедью Нового
Завета перед лицом неиудейского мира, и она заключала в себе обетование того,
что именно этот мир примет Христа. Господь не открылся ни иудейскому
первосвященнику, ни царю Ироду Четверовластнику, ни римскому прокуратору, но
исповедал Свое Небесное посланничество в мир сей перед грешной самарянкой. И
именно через нее, по промыслу Божию, были приведены ко Христу жители ее родного
города.  

 

 

После Божественной Литургии был отслужен  праздничный , водосвятный молебен и освящена икона Священномученика  Киприана и Мученицы Иустинии.

 

В 3 веке в царствование римского императора Декия жил в
Антиохии языческий мудрец, знаменитый волхвователъ Киприан. Он умилостивил
жертвами самого князя тьмы, отдал ему во власть всего себя, и тот дал ему в
услужение полк бесов и обещал поставить князем по исхождении из тела. Многие
обращались к нему в своих нуждах, и он помогал им бесовской силой. Обратился к
нему однажды юноша по имени Аглаид, сын богатых и знатных родителей. Однажды
увидел он девушку Иустину и поразился ее красотой, и стал с тех пор искать ее
расположения и любви, она же отвечала ему отказом: «Жених мой — Христос; Ему я
служу и ради Него храню мою чистоту».

Вооружившись тайными знаниями и призвав на
помощь нечистых духов, Киприан три раза посылал их соблазнить Иустину. Они
внушали ей дурные мысли, разжигали в ней плотскую страсть, искушали льстивыми и
лукавыми речами, но Иустина побеждала их постом, молитвой и крестным знамением,
и посрамленные и устрашенные крестом Господним, они бежали с позором.
Вознегодовал тогда Киприан и стал мстить Иустине за свой позор. Он наслал мор и
язвы на дом Иустины и на весь город, как некогда диавол на праведного Иова. Она
же усердно молилась, и бесовское наваждение прекратилось. После такой перемены
люди стали прославлять Христа, а Киприан прозрев, отрекся от дел диавола,
исповедал все местному епископу Анфиму, отдал ему на сожжение все свои книги и
умолял совершить над ним святое крещение,

Он вполне изменил свою жизнь, через семь
дней после крещения его поставили во чтеца, через двадцать дней — в иподиакона,
через тридцать — в диакона, а через год рукоположили в иерея. Скоро он был
поставлен епископом и в этом сане проводил такую святую жизнь, что сравнялся со
многими великими святыми.

Во время гонений на христиан при императоре
Диоклетиане Киприана и Иустину оклеветали, посадили в темницу, потом велели
повесить святого и строгать ему тело, а Иустину — бить по устам и глазам. После
этого их бросили в котел, но кипящий котел не причинил им никакого вреда. В
конце концов, их осудили на усечение мечом.

Святые Киприан и Иустиния помогают в борьбе с колдунами и
чародеями.

 

 Иерей Михаил Поликаровский

 

Беседа Христа с самарянкой

Беседа Христа с самарянкой