Праздник Кущей был одним из трех великих всенародных еврейских праздников, в память пребывания евреев в кущах (шалашах) во время странствования их по пустыне. Праздник продолжался восемь дней, из которых первый и последний были особенно святы. Обрядом восьмого дня было торжественное возлияние воды, которое прообразовывало излияние благодати Святого Духа.
Преполовение – половина Пятидесятницы – середина пятидесяти дней между праздниками Пасхи и сошествия Святого Духа на апостолов. Название праздника Церковь заимствовала из Евангельского повествования, где говорится, что Христос в третий год Своей проповеди, в преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил людей в храме (Ин. 7, 14-36).
Иудеи, слыша учение, Спасителя «дивились, говоря: как Он знает Писания, не учившись?» (Ин. 7, 15). «Многие же из народа уверовали в Него и говорили: когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил?» (Ин. 7, 31). «Многие говорили» об Иисусе Христе: «Он точно пророк» (Ин. 7, 40). «Другие говорили: это Христос» (Ин. 7, 41). Своим учением Господь ясно показал Себя Мессией, ходатаем Бога и людей, законодателем и равным Богу Отцу, предвозвещает и о приближающемся времени сошествия Святого Духа, «Которого имели принять верующие в Иисуса Христа» (Ин. 7, 37-39).
Святитель Феофан Затворник так говорит об этом событии: «В Преполовение слышится воззвание от лица Господа: «кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7, 37). Если так, то пойдемте все к Нему. Кто чего бы ни жаждал, только бы то не противно было духу Господа, непременно найдет удовлетворение. Жаждущие знания, идите ко Господу, ибо Он – единственный свет, истинно просвещающий всякого человека. Жаждущие очищения от грехов и утоления совестного жжения, идите ко Господу; ибо Он вознес грехи всего мира на древо и рукописание их разодрал. Жаждущие покоя сердечного, идите ко Господу; ибо Он есть сокровище, обладание которым заставит вас забыть все лишения и презреть все блага, чтобы обладать Им единым. – Сила кому нужна – у Него всякая сила. Слава ли – у Него слава премирная. Свобода ли – Он дарователь истинной свободы. Он решит все наши недоумения, расторгнет узы страстей, развеет все скорби и туги, даст преодолеть все препоны, все искушения и козни врага. и уравняет путь нашей жизни духовной. Пойдемте же все ко Господу!»
Тропарь праздника:
Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждой (т. е. жаждущий) да грядет ко Мне и да пиет. Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава тебе.
Кондак праздника:
Празднику законному преполовляющуся, всех Творче и Владыко, к предстоящым глаголал еси, Христе Боже: приидите и почерпите воду безсмертия. Темже Тебе припадаем и верно вопием: щедроты Твоя даруй нам, Ты бо еси источник жизни нашея.
Иерей Михаил Поликаровский.