Преполовение Пятидесятницы

Преполовение   Пятидесятницы

В среду четвертой седмицы после Пасхи Православная Церковь празднует Преполовение Пятидесятницы. В этот день воспоминается событие из жизни Спасителя, когда Он в Преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме о Своем Божественном посланничестве и таинственной воде, которая означает благодатное учение Христово и дары Святого Духа.

Праздник Кущей был одним из трех великих всенародных еврейских праздников, в память пребывания евреев в кущах (шалашах) во время странствования их по пустыне. Праздник продолжался восемь дней, из которых первый и последний были особенно святы. Обрядом восьмого дня было торжественное возлияние воды, которое прообразовывало излияние благодати Святого Духа.

Преполовение – половина Пятидесятницы – середина пятидесяти дней между праздниками Пасхи и сошествия Святого Духа на апостолов. Название праздника Церковь заимствовала из Евангельского повествования, где говорится, что Христос в третий год Своей проповеди, в преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил людей в храме (Ин. 7, 14-36).

Иудеи, слыша учение, Спасителя «дивились, говоря: как Он знает Писания, не учившись?» (Ин. 7, 15). «Многие же из народа уверовали в Него и говорили: когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил?» (Ин. 7, 31). «Многие говорили» об Иисусе Христе: «Он точно пророк» (Ин. 7, 40). «Другие говорили: это Христос» (Ин. 7, 41). Своим учением Господь ясно показал Себя Мессией, ходатаем Бога и людей, законодателем и равным Богу Отцу, предвозвещает и о приближающемся времени сошествия Святого Духа, «Которого имели принять верующие в Иисуса Христа» (Ин. 7, 37-39).

Святитель Феофан Затворник так говорит об этом событии: «В Преполовение слышится воззвание от лица Господа: «кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7, 37). Если так, то пойдемте все к Нему. Кто чего бы ни жаждал, только бы то не противно было духу Господа, непременно найдет удовлетворение. Жаждущие знания, идите ко Господу, ибо Он – единственный свет, истинно просвещающий всякого человека. Жаждущие очищения от грехов и утоления совестного жжения, идите ко Господу; ибо Он вознес грехи всего мира на древо и рукописание их разодрал. Жаждущие покоя сердечного, идите ко Господу; ибо Он есть сокровище, обладание которым заставит вас забыть все лишения и презреть все блага, чтобы обладать Им единым. – Сила кому нужна – у Него всякая сила. Слава ли – у Него слава премирная. Свобода ли – Он дарователь истинной свободы. Он решит все наши недоумения, расторгнет узы страстей, развеет все скорби и туги, даст преодолеть все препоны, все искушения и козни врага. и уравняет путь нашей жизни духовной. Пойдемте же все ко Господу!»

Тро­парь праздника:

Преполовившуся праз­д­ни­ку, жаж­ду­щую ду­шу мою бла­го­чес­тия на­пой во­да­ми, яко всем, Спа­се, во­зо­пил еси: жаж­дой (т. е. жаж­ду­щий­) да гря­дет ко Мне и да пи­ет. Ис­точ­ни­че жиз­ни на­шея, Хрис­те Бо­же, сла­ва те­бе.

Кон­дак праздника:

Празднику за­кон­но­му пре­по­лов­ля­ющу­ся, всех Твор­че и Вла­ды­ко, к пред­с­то­ящым гла­го­лал еси, Хрис­те Бо­же: при­иди­те и по­чер­пи­те во­ду без­с­мер­тия. Тем­же Те­бе при­па­да­ем и вер­но во­пи­ем: щед­ро­ты Твоя да­руй нам, Ты бо еси ис­точ­ник жиз­ни на­шея.

Иерей Михаил Поликаровский.