Во вторник второй недели по Пасхе Православная Церковь
отмечает Радоницу (от слова «радость») – день особого поминовения усопших,
первый после праздника Пасхи.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, этот праздник
отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в
годичном круге церковных праздников – сразу после Светлой пасхальной недели –
как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти
близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную.
Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль
о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония
Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба
усопших».
Основание для этого поминовения служит, с одной стороны,
воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым
воскресением (первое после Пасхи), а с другой – разрешение Церковного Устава
творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому
разрешению верующие приходят на могилы своих близких с радостной вестью о
Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.
«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий,
вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями,
дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», – пишет святитель
Иоанн Златоуст.
Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца
на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда
государство преследовало правую веру, что и породило подобные нелепые суеверия.
Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлемым является обряд, когда
на могиле ставят спиртное и хлеб, а рядом – фотографию усопшего. В советское
время, когда попасть на Пасху в храм было трудно, опасно или даже невозможно,
сложился обычай посещать кладбища в самый день Праздника. Однако в Церкви
вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших не совершается. Если
человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха –
время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой
скорбью и печалью.
Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать
место погребения устройством над ним холма. Переняв этот обычай, христианская
Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения – Святым
Животворящим Крестом. Крест на могиле православного христианина – молчаливый
проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и
возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего
находится здесь, в земле, а душа — на небе, что под крестом сокрыто семя, которое
произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.
Мы называем наших покойных усопшими (т.е. уснувшими), а не
умершими, потому что в определенное время они воскреснут и восстанут из гроба.
Могила – это место будущего воскресения, и поэтому мы соблюдаем ее в чистоте и
порядке.
Иерей Михаил Поликаровский