Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит
название Антипасхи, Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной
горкой. Название Антипасха означает «вместо Пасхи», но ни как не «против», это
не отмена, не противопоставление, а обращение к прошедшему Празднику,
повторение его на восьмой день после Пасхи. Антипасха – праздник некоего
восполнения, это как бы еще одна Пасха, еще одна радость встречи.
Каждая неделя от Пасхи до Пятидесятницы (Дня Святой Троицы)
посвящена воспоминанию определенного события евангельской и древнехристианской
истории, – события, которое и сообщает этой неделе особое наименование в
церковном календаре. Размышляя над их содержанием, мы глубже осознаем весь
противоречивый и трагический смысл тех далеких лет, дней и часов, – верность и
сомнение, любовь и ненависть, умудренность и простодушие. Эти темы вечны, как
вечен трагизм человеческого бытия, преодолеваемый, – по слову апостола Павла, –
«только верой».
С древних времен окончание Светлой Седмицы празднуется
особо, составляя собой как бы замену Пасхи. Также этот день называют Фоминой
неделей, в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.
Крестная смерть Христа произвела на апостола Фому невероятно
удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его
невозвратна. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: «Если не
увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю»
(Ин. 20, 25).
На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу
Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не
стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную
просьбу. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа,
но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: «Господь мой и
Бог мой!» Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово,
но и веру в Его Божество. Святитель Феофан Затворник размышляет: «Господь мой и
Бог мой!» – воззвал святой апостол Фома. Ощущаете ли, с какою силою ухватился
он за Господа и как крепко держит Его? Не крепче держит утопающий доску, на
которой чает спасенным быть от потопления. Прибавим, что кто не имеет таким
Господа для себя и себя в отношении к Господу, тот еще не верует в Господа, как
следует… Такого рода события в духовной жизни христианина не воображаются
только умом, а переживаются самым делом. Затем, как вера его, так и сочетание
со Христом становятся крепки, как жизнь или смерть».
Начиная с Фоминой недели в православной Церкви после
длительного великопостного перерыва возобновляется совершение Таинства
Венчания.
Иерей Михаил Поликаровский.