В третье воскресение Великого поста Православная Церковь прославляет Крест Господень – на пол пути ко встрече Победителя смерти – воскресшего Христа. Время Великого поста – это время внутреннего сосредоточения и духовного напряжения, время размышлений, молитв и надежд – это путь, который неизменно ведет каждую христианскую душу к обретению пасхальной радости, утешению и соучастию в победе Христовой над смертью, безнадежностью и тоской. Великий пост помогает нам замедлить стремительность калейдоскопа наших мыслей, чувств, желаний и сосредоточиться на одном главном вопросе: куда же я спрятал себя от Бога? Поэтому в этот воскресный день Церковь ставит Крест на середину храма, на всеобщее обозрение и поклонение, призывая нас помнить, что древо Креста Христова является тем центром вокруг которого и живет наша Церковь. Спаситель с Креста всегда призывает нас к Себе со всеми нашими печалями, как далеко бы мы ни отошли от Него.
Христианская Церковь свято чтит Крест Господень и его изображения, потому что именно таким образом благоволил Бог совершить наше спасение. Поклоняясь Кресту, целуя Крест, молясь и совершая поклоны перед Крестом, человек воздает поклонение Тому, Кто был распят на нем. Почитание Креста в христианской традиции не имеет ничего общего с идолопоклонством. Крест представляет ценность не сам по себе, но как символ присутствия Христа. Созерцая Крест, христиане видят самого Спасителя. Апостол Павел говорит, что проповедь о распятом Христе для иудеев соблазн, для эллинов – безумие (1Кор.1:23). У ветхозаветной Церкви, состоящей в основном из евреев, распятие, как известно, не применялось, и казнили, по обычаю, другими способами: побивали камнями, сжигали живьем и вешали на дереве. Поэтому “и пишется у них о висельниках: “проклят всякий висящий на древе” (Втор. 21; 23)”, – поясняет святитель Димитрий Ростовский (Розыск, ч. 2, гл. 24).
Распятие представляет собой, пожалуй, один из самых бесчеловечных способов умерщвления людей, страшное изобретение восточных деспотов. Казнь эта была позаимствована римлянами от карфагенян, которые в массе своей были финикийскими колонистами, т.е. выходцами из Азии. В самом Риме казнь через распятие применялась только по отношению к рабам либо к мятежным варварам – жителям тех провинций, которые пытались насильственным путем отложиться от Рима. По отношению к римским гражданам эта казнь была запрещена. Еврейский же народ познал ее лишь за несколько десятилетий до Рождества Христова, когда римляне распяли их последнего законного царя Антигона. Поэтому в ветхозаветных текстах нет и не может быть никаких даже подобий креста в качестве орудия казни: как со стороны названия, так и со стороны формы, однако, напротив, там имеется множество свидетельств пророчески прообразовавших Крест Господень.
Сам же крест, как страшное орудие позорной казни, избранное сатаной знаменем смертоносности, вызывал непреодолимый страх и ужас, но, благодаря Христу-Победителю, он стал желанным «трофеем», вызывающим радостные чувства. Поэтому и святой Ипполит Римский восклицал: “и у Церкви есть свой трофей над смертью — это Крест Христов, который она носит на себе”, и апостол Павел писал в своем послании: “желаю хвалиться (…) только крестом Господа нашего Иисуса Христа” (Гал. 6; 14). “Смотри, сколь вожделенным и достолюбезным соделалось сие столь ужасное и позорное в древности знамение жесточайших казней”, – свидетельствовал святитель Иоанн Златоуст. И апостольский муж — святой Иустин Философ — утверждал: “Крест, как предсказал пророк, есть величайший символ силы и власти Христовой” (Апология, § 55).
Воздадим славу и честь Кресту Христову, прославим Христа распятого со всею Церковью Православной: "Крест – хранитель всей вселенной, Крест – красота церкви, Крест – царей держава, Крест – верующих утверждение, Крест – ангелов слава и демонов язва".
Иерей Михаил Поликаровский