Сотворите Достойные Плоды Покаяния.

Сотворите Достойные Плоды Покаяния.

 

   Каждый из нас, приходя на исповедь, может со всею искренностью сознаться, что он не только не сделал за это время (с прошлой исповеди) ничего хорошего, но и сам, в своей внутренней жизни, не стал лучше. И это невидение у себя ничего доброго — ни дела, ни самочувствия—не есть признак смирения, а есть просто факт, сущая действительность; ибо ни другие не видят в нас никакой перемены, ни мы, глядя на других (притом без всякого лукавого подозрения или осуждения), не замечаем, чтобы они изменились к лучшему.

            Отчего это происходит? Отчего мы почти не растем духовно? Почему не преуспеваем в деле Господнем? (1 Кор. 15:58). Почему остаемся младенцами, а не возрастаем в мужа совершенного? (Еф. 4:13-14).

            Вот пришел Великий пост. Верующий человек непременно будет ходить в церковь, слышать призывы к покаянию, поисповедуется, причастится Святых Христовых Таин, на какое-то время дастся ему ощущение чистоты душевной. В день Святого Причащения он может быть даже способен будет совершить нечто особенное — пойдет мириться с давним недругом или пошлет щедрое пожертвование нуждающемуся.

            Но чтобы с того момента началась для него новая жизнь, чтобы в том, в чем он только что каялся и обещал исправление, пошло бы у него по иному — это едва ли случится. И новый вопрос — почему? Что мешает христианину (а не какому-нибудь язычнику или безбожнику) жить по заповедям Христовым?

            Поищем ответа в своей собственной душе, в практике своей обыденной жизни.

            Всем известно, что если не ставить себе определенной цели, какой-нибудь конкретной задачи, то можно всю жизнь прожить и ничего значительного не совершить: все время уйдет на мелочи, на повседневные мелкие заботы. Например, человек способный к музыке, если не будет учиться, а учась, не будет упражняться по 4 часа в день на своем инструменте, то из него виртуоза никогда не получится.

            Или еще проще! Если кто привык каждый вечер писать “для памяти”, что ему нужно будет сделать завтра, тот знает, как продуктивнее будет проходить завтрашний день с этой запиской.

            Одним словом, нужен план жизни, нужна какая-то записочка для памяти, нужно ставить себе цель, — тогда только жизнь может пойти по-иному.

            Святые отцы учат, что если ты хочешь отстать от какого-нибудь греха, порока, плохой привычки, то прежде всего осуди, возгнушайся этим грехом в своей душе, унизь его в своем уме. Это и значит — утвердить в своем уме цель избавиться от этого греха. Дальнейшее будет легче, ибо ум, возжелавший расстаться с грехом, сам будет изыскивать подходящие к этому средства.

            Заставим наш ум в дни Великого поста задуматься над тем, почему мы не приносим плодов покаяния, почему мы только каемся в грехах, но редко когда исправляемся!

            И он нам скажет: “Это прежде всего потому, что вы самое покаяние сузили, ограничиваетесь лишь очищением греха, но ничего не делаете противоположного ему. А этого не делаете потому, что не поставили себе целью что-то сделать.”

            Покаяние можно сравнить с выравниванием почвы или с пахотой. И то и другое — лишь предварение, лишь приготовление места для чего-то иного: для постройки дома, для посева. На вспаханном поле сеются зерна, будущий хлеб; и хлеб есть смысл и цель работы на земле. На выровненном месте закладывается фундамент и строится дом; иметь прочное жилище — вот что заставляет человека выравнивать почву раньше, чем начнется постройка.

            И для покаяния смыслом и целью является последующая за ним жизнь не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1 Кор. 5:8). Этому учит нас и св. Иоанн Креститель, проповедник покаяния. Каждому приходящему он давал практический совет, что ему делать: у кого две одежды, дай неимущему; у кого есть пища, делай то же; воинам — не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем; мытарям — ничего не требуйте более определеннаго вам (Лук. 3:10-14).

            Вот так и теперь, — непременно следует каждому кающемуся наметить себе то дело, в котором он может проявить свою решимость жить отныне по-новому, по-христиански. Наметить, записать для памяти; если жену имеет единомысленную, то и ей сказать, ее попросить о моральной поддержике; чаще советоваться с духовником; не прощать себе, “измены” принятому решению. И, конечно, ежедневно искать общения с Богом в молитве, помня Его слово: “Без Меня не можете делать ничего” (Иоан. 15:5).

При создании статьи использовались материалы проповедей протоиерея Виктора Ильенко.