После революции началось разрушение церквей в прямом и переносном смысле этого слова. Особенно любила новая власть устраивать в бывших помещениях храмов абортарии, кожно-венерологические диспансеры, конюшни, МТС.
Не избежала сей участи и Христо-Рождественская церковь Саратова.
Здание, Слава Богу, уцелело! И уже это давало шанс, что, возможно, когда-нибудь исторический памятник Саратова станет вызывать такую же гордость у саратовцев, как Троицкий собор и ряд других храмов.
Внук участника войны 1812 года Федор Федорович Макаров, проживавший возле часовни Сошествия Духа, выступил с инициативой построить на месте часовни церковь с одноименным названием, поскольку часовня из-за увеличения населения в близлежащей округе не справлялась со своей задачей. Много было желающих креститься, венчаться и так далее. А впоследствии Федор Федорович «вместе со своим выводком» (а было у него 17 детей) регулярно посещал церковь во все праздники.
Последним ребенком родился наконец-то мальчик (после 16 девочек), которого назвали Петром. Отцу тогда было 65 лет, а матери — Марии Тимофеевне — 58. Выучившись в только что открывшейся «рисовальной школе Боголюбова», Петр расписывал фрески в Троицком соборе и, когда заканчивал работу над входом, упал с лесов и разбился насмерть.
Федор Федорович умер, прожив 102 года. На его похоронах присутствовал тогда 8-летний правнук — В.А. Каргополов (о нем речь пойдет ниже). Мария Тимофеевна умерла, когда ей исполнилось 103 года.
Ее родная сестра Матрена Тимофеевна вышла замуж за железнодорожника в 1872 году. В это время в нашей стране шло огромное строительство Рязано-Уральской железной дороги, которая проходила как раз через Саратов и нынче носит название Приволжской железной дороги. Рабочие, кочегары, машинисты, обслуга паровозного депо селились семьями возле железной дороги, впоследствии это место стало называться Агафоновкой. Вскоре возникла необходимость в строительстве школы и религиозного учреждения. Инициатором постройки выступила Матрена Тимофеевна Макарова — жена машиниста паровозного депо, получившая официальное разрешение от местных властей.
Воздвижение церкви началось в 1892 году на средства саратовского купца Чукалина и добровольные пожертвования железнодорожников методом «народной стройки». Церковь была одноэтажной и получила название Христо-Рождественской. Во дворе церкви был святой ключ с целебной родниковой водой, стекающей с гор. Эта церковь — единственная в Саратове, на колокольне которой были смонтированы часы.
Из летописи
Бывшая прихожанка Христо-Рождественской церкви Нина Викторовна Лабунская (до замужества Мальцева) рассказывает: "В этой церкви в 1922 году венчались мои родители, а в 1924 крестили меня, и я была постоянной прихожанкой этой церкви до самого закрытия.
Штат церкви в конце 1920-х годов состоял из иерея Виктора Руднянского и протодиакона Павла Вертишова, которые прослужили в ней до самого закрытия. После этого отец Виктор жил в своем маленьком домике и давал частные уроки музыки, которые я посещала еще в 1935 году. В 1937 году он был сослан в село Синенькие. Долгое время его дочь Вера Викторовна Руднянская просила вернуть отца из ссылки, но власти отклоняли прошение. И вот в начале 1940-х годов ей разрешили взять отца домой. Родные и близкие ждали возвращения Виктора Руднянского, но его привезли в гробу.
Протодиакон Павел Матвеевич Вертишов после Христо-Рождественской церкви служил в других храмах.
В 1940 году он был арестован, а в 1943 году его детям прислали официальное извещение о том, что их отец скончался в тюрьме. По другим сведениям считается, что он был расстрелян в ту же ночь после ареста. После закрытия церкви сторож этого храма был убит, а сама церковь разграблена и долгое время находилась под замком. Затем в помещении церкви разместилась библиотека № 9".
Долгий путь возвращения
В 1974 году в здание бывшей Христо-Рождественской церкви переселился с ул. Коммунарной кожно-венерологический диспансер, на месте которого стало строиться здание высшей партийной школы.
От былого величия храма мало что осталось — фрески были замазаны, забелены и закрашены, часть икон разворована, часть ушла на хранение в фонды краеведческого музея, в частности икона Рождества Христова, некогда висевшая над входом. Заасфальтирован святой источник, уничтожены алтарь, колокольня с часами, перестроены фасады и интерьер, сокращен земельный участок из-за строительства частных гаражей, трансформаторной подстанции, стрелкового тира.
15 августа 1992 года во время пожара выгорел весь чердак, пришла в негодность крыша.
В 1990-х годах началось повсеместное восстановление бывших храмов. Церковный совет Христо-Рождественской церкви во главе с председателем отцом Георгием Калабиным и его помощником Валентином Александровичем Каргополовым собрали более 2000 подписей жителей, желающих восстановления бывшего храма. Куда только не обращался совет за помощью! В его архиве более десятка писем в высокие инстанции, среди которых есть и президенту РФ, и в епархию Москвы. Если коротко, то ответы на эти письма можно назвать одним словом: «Одобрям-с». Московские адресаты пересылали эти письма в Саратов, чтобы вопрос о восстановлении храма решался на местном уровне. Саратовская власть единодушно ратовала за возвращение церкви ее законного помещения, но с условием — найти взамен помещение под выселение туда кожно-венерологического диспансера.
Надежда умирает последней
С каждым годом у подвижников этого нелегкого дела таяла всякая надежда вернуть здание храму. Георгий Калабин был переведен в Энгельс, а Валентину Александровичу далеко за 80 и ходить с прошениями и письмами ему было тяжело. Этот героический человек имеет 30 правительственных наград, пережил много невзгод. Начав войну в 1939 году на Халхин-Голе, он участвовал в освобождении Будапешта, и закончил ее в Порт-Артуре.
Его очень беспокоила судьба здания и особенно тревожили слухи: будто бы это помещение собираются отдать в ведение министерству здравоохранения какому-то центру.
Валентин Александрович очень боялся не дожить до того дня, когда справедливость восторжествует и храм будет передан прихожанам, которые были готовы, как встарь, вновь «сброситься» и методом «народной стройки» отреставрировать его. Сначала у него была надежда, что это случится в 1996 году, когда храму исполнится 100 лет. Но эта дата прошла. Затем стал ждать 2000-летия со дня Рождества Христова. И дождался. Сейчас в храме, за который он ратовал столько лет, проходят службы. И это событие В. Каргополов считает еще одной вехой на своем жизненном пути.
Трудами приходской общины храма, по Божией милости, здание в середине декабря 1999 года было передано саратовской епархии Русской Православной Церкви. Избитое. Испачканное. Израненное. Изувеченное. Изуродованное… Слезы на глазах присутствующих. Ни один зверь не доведет свое логово, нору, берлогу до такого мерзкого состояния, как мы, люди, довели до этого Дом Божий.
Вероятно Господь дал шанс возродить Храм и, таким образом, разбудить спящую совесть. 3 января 2000 года Указом, подписанным управляющим епархии архиепископом Саратовским и Вольским Александром, первым настоятелем Храма Рождества Христова был назначен священник Александр (Пестряков). А через 3 дня (в ночь перед Рождеством) местная православная организация — приход церкви Рождества Христова в Саратове — получила свидетельство о государственной регистрации.
7 января 2000 года, на Рождество Христово, в храме с одноименным названием состоялась первая Божественная литургия в нескольких помещениях, расчищенных и подготовленных к богослужению.
Здесь еще многого не хватает, и только 3 июля 2000 года министром здравоохранения подписан приказ о переводе областного кожно-венерологического диспансера в Энгельс. Начало положено!
С этого времени богослужения проводятся постоянно, но пока только по воскресным и праздничным дням.
Прошло уже 10 лет. За это время храм практически полностью восстановлен, здание храма было почти заново выстроено, и в начале 2010 года установлены купол и крест.