В этот день Церковью воспоминается возвещенное чудесно от Архангела Гавриила зачатие праведными Иоакимом и Анной дочери, которой суждено было стать Матерь воплотившегося Сына Божия. У святой четы долго не было детей. Однажды, когда святой Иоаким отправился в Иерусалим принести положенные жертвы в Храме, священник Рувим, ссылаясь на то, что дети — благословение от Бога, отказался принимать его жертву из-за его бездетности, считая Иоакима лишенным благоволения Божия. Узнав об этом, праведная Анна в скорби воззвала ко Господу: «Птицы небесные имеют птенцов, а лесные звери — детенышей, одна лишь я перед Тобою осталась бездетной». В это же время святой Иоаким, удалившись в пустыню, также молился о даровании им ребенка. Им обоим явился святой Архангел Гавриил и возвестил о рождении от них Дочери, которую прославят земные народы.
Святая Анна, мать Пресвятой Богородицы, была младшей дочерью священника Матфана из Вифлеема, происходившего из колена Левинна. Она вышла замуж за святого Иоакима (память их 9 сентября), который был родом из Галлии. Долго святая Анна была бесплодна, но по прошествии 20 лет, по горячим молитвам святых супругов, Ангел Господень возвестил им о Зачатии Дочери, Которую благословит весь род человеческий. Зачатие святой Анны совершилось в Иерусалиме, где и родилась Пресвятая Дева, нареченная Марией. Большинство икон, посвященных Зачатию святой Анны, изображают Пресвятую Деву, попирающую ногами змия. "Внизу иконы, по сторонам ее, святые Иоаким и Анна изображаются обычно с поднятыми вверх и молитвенно сложенными руками; глаза их также устремлены вверх и созерцают Божию Матерь, Которая как бы парит в воздухе с распростертыми дланями; под Ее стопами изображен шар, обвитый змием, обозначающим диавола, который в лице падших прародителей стремится подчинить своей власти всю вселенную.
Статья подготовлена диаконом Максимом Плякиным и Сущенко Дмитрием.