Святая Православная Церковь сегодня, помимо воскресного дня, воспоминает о великом Божием угоднике, об одном из величайших благовестников Евангелия Христова — апостоле Андрее Первозванном.
О призвании апостола Андрея Евангелие говорит дважды. Один раз о первом его призвании, за которое он и назван Первозванным, а другое уже о втором моменте, когда он окончательно все оставил и пошел за Христом Спасителем. О первом говорится и в Евангелии от Иоанна (это Евангелие читалось сегодня за литургией), о том, как после Крещения Господня и возвращения Спасителя из пустыни, после сорокадневного поста, Иоанн Креститель стоял у вод Иорданских. С ним стояли два его ученика. Иоанн, указывая им на приближавшегося Спасителя, говорит: “Се Агнец Божий, вземляй грехи мира.” Из этих слов, видно, как глубоко понимал, как много знал Святой Креститель о том, для чего Сын Божий пришел в мир. И когда услышали это его ученики, то пошли вслед за удалявшимся Спасителем. Он обернулся к ним и спросил, видя, что они идут за Ним: “Что вам надобно?” Они спросили Его: “Равви (т.е., Учитель), где Ты живешь?” Он сказал им просто: “Пойдите и увидите.” Они пошли к Нему и пробыли у Него до вечера.
Не знаем мы, о чем они тогда беседовали, но знаем, что беседа Господа Иисуса Христа была такова, что сами враги Его говорили о Нем: “Никогда ни один человек не говорил так, как Этот Человек!” Но после этого, еще не было окончательного отрыва апостолов от их обычной жизни. В Евангелии евангелист Матфей благовествует нам о том, как Господь Иисус Христос окончательно призвал следовать за Собой всех Своих апостолов. Андрей и брат его Симон-Петр, как рыболовы, заняты своим делом на берегу Галилейского озера или моря, — чинят свои сети. Проходит Некто, Кто-то, и обращается к ним и говорит: “Идите за Мной и Я сделаю вас ловцами человеков.” Несомненно, что они понять не могли тогда того глубокого смысла этого призыва. Но Господь умеет влечь за Собою. Его слово, слово со властью, слово, покоряющее души человеческие. И когда они услышали этот, непонятный для них призыв, однако же, оставили сети и пошли за ним. Тут же произошло следующее: Иаков и Иоанн, сыновья Зеведеевы, тем же занимались и еще со своим отцом вместе, и когда Господь и их позвал, и они пошли за Ним сразу, оставивши сети и отца.
Но еще более есть поразительный пример такого всецелого следования сразу, по этому призыву. Это, когда Господь призвал апостола и евангелиста Матфея. Когда шел Спаситель по дороге и приблизился к перекрестку, на котором, обычно, сидели мытари -сборщики податей, то тут сидел Матфей, занятый делом по службе римского правительства, ибо собирал подати для него. Когда Господь и его за собой позвал, то Матфей не распорядился своими делами, не закончил их также, не передал кому-то — бросил все и пошел. Это еще более поразительно. Апостолы Андрей и Петр, Иаков и Иоанн бросили свое, оставили свое. Они ни перед кем не были бы в ответе, а Матфею отвечать нужно перед теми, кто его поставил на это место. Но он, не думая об этом нимало, все оставил и пошел за Спасителем. Несомненно, что никаких неприятностей ему за это не было, ибо в таких случаях, когда Господь зовет и человек по Его призыву действует прямо, всецело Ему доверяясь, совершенно не тревожит себя никакими земными разными опасениями, то Господь Сам делает, что нужно, так что человек не пострадает никак.
До апостолов нам далеко, но эта апостольская решимость, по которой они все оставили и пошли за Учителем, она для нас пример назидательный. Господь не зовет нас с вами, как апостолов — все оставить и пойти за ним, но ведь каждый знает, что сплошь и рядом бывает совесть у человека, его внутренний мир, требование этой совести немедленно, во имя Божьего закона, для Бога, в повиновении святому закону, сделать что-либо. Так часто бывает, что человек, как будто бы и готов был сделать, а его останавливают земные, мелкие соображения: как бы не было бы неприятности, кто бы не обиделся и т.д. А вот тут и нужно брать пример с самих апостолов. Всецело доверившись Призывавшему, они пошли вслед за Ним, не рассуждая, без колебаний. Христианину нужно уметь, в таких случаях, не рассуждая и без колебаний, по голосу совести, по закону Божьему, поступить немедленно. Если так он это сделает, всецело на Господа полагаясь, всецело Его Святой Воле доверяясь, доверяя себя, то пусть он помнит, что Сам Господь позаботится о нем и за это усердие и верность вознаградит его, не только милостью в будущем, но и тем, что человек никаких неприятностей от этого не потерпит. Лишь бы только он Господа не оставил в делании своем, а Господь его тогда никогда не оставит.
Святой Андрей происходил из галилейского города Вифсаиды. То, что его назвали греческим именем ("мужественный"), указывает на частичную эллинизацию его семьи и, возможно, нестрогое соблюдение его родными предписаний иудаизма. После начала проповеди Иоанна Крестителя Андрей и его земляк Иоанн Зеведеев присоединились к пророку, а после того, как Иоанн указал на Иисуса как на грядущего Мессию — стали первыми апостолами (отсюда прозвище апостола — Первозванный). Именно Андрей привел к Спасителю своего брата Симона бар Иону, прозванного Господом "Камнем" (Кифа или Петр). Некоторое время Андрей с братом продолжали заниматься рыболовством, но после прямого призыва Христа (Матф. 4:18) последовали за Ним уже бесповоротно. После Вознесения Спасителя по жребию Андрею досталось для проповеди Причерноморье — Скифия и Таврия. По преданию, в своих миссионерских странствиях апостол доходил до днепровских круч, где ныне стоит Киев, и там прорек грядущую славу города, который будет основан на этом месте, и торжество христианства в нем. Поэтому в России святой Андрей почитается как первый просветитель и святой покровитель страны. В 62 году апостол был казнен за исповедание Христа в греческом городе Патры, где доныне покоится его честная глава. Его распяли на косом кресте, который с тех пор называется "андреевским", и с начала XVIII века является символом российского флота.