21 сентября (4 октября) Обретение мощей свят. Димитрия, митр. Ростовского (1752)

21 сентября (4 октября) Обретение мощей свят. Димитрия, митр. Ростовского (1752)

        Русская Православная Церковь в нынешний день прославляет одного из великих своих иерархов — Святителя Димитрия, Митрополита Ростовского. Много трудов оставил Русской Церкви, русской пастве этот необыкновенный, редкий человек — Святитель Димитрий, который всю жизнь трудился, как пастырь и как архипастырь, над делом наставления, поучения и назидания паствы православной. И своими проповедями, за которые его справедливо современники называли Златоустом Российским, и своими письменными трудами он неустанно защищал истину Православия. В трудное время жил свят. Димитрий.

Тогда протестантское влияние было очень сильно. И, однако же, он смело и безбоязненно защищал божественную истину, раскрывая ее в своих вдохновенных творениях. Но один его труд, действительно, записан золотыми буквами в истории Церкви российской — это труд по составлению жития святых. Любимейшим чтением русского народа были когда-то эти жития святых, на составление которых святитель Димитрий посвятил многие годы.

Из жития его известны трогательные подробности. Когда он писал жития святых, то ему являлось некоторые угодники Божии и с любовью помогали ему, дополняя то, что он писал об их страданиях и подвигах. Явился ему св. мученик Арефий, явилась ему св. великомученица Варвара, — так живо, так действенно было общение великого иерарха с миром духовным, со святыми, жития которых он запечатлел на страницах своей книги. В прежнее время “Жития Святых,” составленные Свят. Димитрием Ростовским, можно было найти везде — и в домах богатых, знатных людей и в хижинах бедняков.

Всюду они были настольной книгой и их читали ежедневно. Но теперь этого, увы, нет, Теперь люди читают иное. В наши дни книжный рынок наводнен грязной, мерзкой литературой и трудно там найти что-либо такое, что могло бы быть полезным для читающих. Только поток грязи льется со страниц всех этих теперешних печатных изданий и беда в том, что не только взрослые, но и подрастающая молодежь все это читает, загрязняя свою молодую мысль и свое молодое воображение.

 

Мы, возлюбленные, в трудное время живем. Трудно было когда-то первым христианам. Их окружал языческий мир, развратившийся и испорченный, но христиане тогда сияли, “как светила в мире,” по выражению св. апостола Павла, и многие из язычников оставляли свою грешную жизнь, принимая христианство, не только слушая проповедь христианскую, но и видя высокие примеры жизни христианской. “Смотрите,” — говорили в изумлении язычники друг другу — “смотрите, какая жизнь у этих христиан!” — и массами принимали христианство. Теперь время иное и, быт может, более тяжкое для нас.

Тогда был развращен языческий мир, а теперь христианский мир развратился. Мы живем как будто бы в христианской стране, нас окружают как будто бы христиане, а вы сами знаете, до какого бесстыдства, до какой развращенности дошел наш век и наши современники. Поэтому особенно трудно теперь православному христианину пролагать себе дорогу и идти христианским путем, среди этих дебрей и зарослей противохристианских, противонравственных настроений и понятий. А как было бы хорошо, если бы стали и старшее поколение и юношество читать “Жития Святых” Димитрия Ростовского. Какие бы они там нашли изумительные примеры святой, благоухающей, настоящей христианской жизни. Там говорится о людях, которые жили в Боге, очищая себя от всякой скверны плоти и духа, стараясь приготовить себя к той вечности, которая рано или поздно откроет свои двери для каждого из нас. Но жутко становится, когда подумаешь, как эта вечность примет теперешние христианские поколения, забывшие о христианских началах.

             

  Будем помнить, что каждый за себя даст ответ. Св. Димитрий оставил богатейшее наследство всему православному миру и православному народу, в частности. Не забудем же этого. И пусть не будет у нас книга Житий Святых забытою. А хорошо и полезно было бы для души нашей, если бы мы почаще открывали эти святые страницы и поучались из них, как нужно жить, спасаться и умирать, и готовить себя к вечной жизни всякому православному христианину.

 Когда святитель Димитрий прибыл в 1702 г. на свою кафедру в Ростов Великий, он прежде всего посетил монастырь в честь Зачатия Пресвятой Богородицы, где почивали мощи его предшественника святого Иакова (†1392), и после литургии произнес: «Здесь покой мой, тут вселюся во веки». Во исполнение воли святителя, после отшествия его ко Господу в 1709 году, его тело было погребено его другом, митрополитом Рязанским Стефаном, в Зачатьевском монастыре. 21 сентября 1752 г., во время ремонта соборного храма монастыря, мощи святителя Димитрия были обретены нетленными.

Нетленными были также омофор, саккос, митра и четки святого, хотя дубовый гроб истлел от сырости. 29 апреля 1757 г., после освидетельствования случаев чудес у мощей святого Димитрия, он был причислен к лику святых, а его мощи положены были в раке в Зачатьевском монастыре, где пребывают и по сей день.

 

Cтатья подготовлена  диаконом Максимом Плякиным и Сущенко Дмитрием.

При создании статьи использовались материалы проповедей Митрополита Филарета(Вознесенского)

21 сентября (4 октября) Обретение мощей свят. Димитрия, митр. Ростовского (1752)

21 сентября (4 октября) Обретение мощей свят. Димитрия, митр. Ростовского (1752)