Русская Православная Церковь в нынешний день прославляет одного из великих своих иерархов — Святителя Димитрия, Митрополита Ростовского. Много трудов оставил Русской Церкви, русской пастве этот необыкновенный, редкий человек — Святитель Димитрий, который всю жизнь трудился, как пастырь и как архипастырь, над делом наставления, поучения и назидания паствы православной. И своими проповедями, за которые его справедливо современники называли Златоустом Российским, и своими письменными трудами он неустанно защищал истину Православия. В трудное время жил свят. Димитрий.
Тогда протестантское влияние было очень сильно. И, однако же, он смело и безбоязненно защищал божественную истину, раскрывая ее в своих вдохновенных творениях. Но один его труд, действительно, записан золотыми буквами в истории Церкви российской — это труд по составлению жития святых. Любимейшим чтением русского народа были когда-то эти жития святых, на составление которых святитель Димитрий посвятил многие годы.
Из жития его известны трогательные подробности. Когда он писал жития святых, то ему являлось некоторые угодники Божии и с любовью помогали ему, дополняя то, что он писал об их страданиях и подвигах. Явился ему св. мученик Арефий, явилась ему св. великомученица Варвара, — так живо, так действенно было общение великого иерарха с миром духовным, со святыми, жития которых он запечатлел на страницах своей книги. В прежнее время “Жития Святых,” составленные Свят. Димитрием Ростовским, можно было найти везде — и в домах богатых, знатных людей и в хижинах бедняков.
Всюду они были настольной книгой и их читали ежедневно. Но теперь этого, увы, нет, Теперь люди читают иное. В наши дни книжный рынок наводнен грязной, мерзкой литературой и трудно там найти что-либо такое, что могло бы быть полезным для читающих. Только поток грязи льется со страниц всех этих теперешних печатных изданий и беда в том, что не только взрослые, но и подрастающая молодежь все это читает, загрязняя свою молодую мысль и свое молодое воображение.
Мы, возлюбленные, в трудное время живем. Трудно было когда-то первым христианам. Их окружал языческий мир, развратившийся и испорченный, но христиане тогда сияли, “как светила в мире,” по выражению св. апостола Павла, и многие из язычников оставляли свою грешную жизнь, принимая христианство, не только слушая проповедь христианскую, но и видя высокие примеры жизни христианской. “Смотрите,” — говорили в изумлении язычники друг другу — “смотрите, какая жизнь у этих христиан!” — и массами принимали христианство. Теперь время иное и, быт может, более тяжкое для нас.
Тогда был развращен языческий мир, а теперь христианский мир развратился. Мы живем как будто бы в христианской стране, нас окружают как будто бы христиане, а вы сами знаете, до какого бесстыдства, до какой развращенности дошел наш век и наши современники. Поэтому особенно трудно теперь православному христианину пролагать себе дорогу и идти христианским путем, среди этих дебрей и зарослей противохристианских, противонравственных настроений и понятий. А как было бы хорошо, если бы стали и старшее поколение и юношество читать “Жития Святых” Димитрия Ростовского. Какие бы они там нашли изумительные примеры святой, благоухающей, настоящей христианской жизни. Там говорится о людях, которые жили в Боге, очищая себя от всякой скверны плоти и духа, стараясь приготовить себя к той вечности, которая рано или поздно откроет свои двери для каждого из нас. Но жутко становится, когда подумаешь, как эта вечность примет теперешние христианские поколения, забывшие о христианских началах.
Будем помнить, что каждый за себя даст ответ. Св. Димитрий оставил богатейшее наследство всему православному миру и православному народу, в частности. Не забудем же этого. И пусть не будет у нас книга Житий Святых забытою. А хорошо и полезно было бы для души нашей, если бы мы почаще открывали эти святые страницы и поучались из них, как нужно жить, спасаться и умирать, и готовить себя к вечной жизни всякому православному христианину.
Когда святитель Димитрий прибыл в 1702 г. на свою кафедру в Ростов Великий, он прежде всего посетил монастырь в честь Зачатия Пресвятой Богородицы, где почивали мощи его предшественника святого Иакова (†1392), и после литургии произнес: «Здесь покой мой, тут вселюся во веки». Во исполнение воли святителя, после отшествия его ко Господу в 1709 году, его тело было погребено его другом, митрополитом Рязанским Стефаном, в Зачатьевском монастыре. 21 сентября 1752 г., во время ремонта соборного храма монастыря, мощи святителя Димитрия были обретены нетленными.
Нетленными были также омофор, саккос, митра и четки святого, хотя дубовый гроб истлел от сырости. 29 апреля 1757 г., после освидетельствования случаев чудес у мощей святого Димитрия, он был причислен к лику святых, а его мощи положены были в раке в Зачатьевском монастыре, где пребывают и по сей день.
Cтатья подготовлена диаконом Максимом Плякиным и Сущенко Дмитрием.
При создании статьи использовались материалы проповедей Митрополита Филарета(Вознесенского)