«Скажи мне, ветка Палестины…»

«Скажи мне, ветка Палестины…»

 

 

 

 

 

Как бы далеко ни распространялась по миру вера Христова, во все времена духовные взоры верующих были обращены к Святой Земле. Чтобы своими глазами увидеть священные места евангельских событий, поклониться им, христиане стремились в Святую Землю, преодолевая тяготы дальнего странствия, с благоговением припадали ко Гробу Господню, молились в Гефсиманском саду и на Голгофе, с трепетом ступали по крестному пути, погружались в воды Иордана. С древности обязательным атрибутом паломника стала пальмовая ветвь — своеобразное свидетельство достижения цели паломничества. Само слово «паломник» происходит от славянского «палома» — «пальмовая ветвь».

 Как и столетия тому назад, паломники устремляются ко Гробу Господню, особенно стремясь попасть в Святую Землю в дни церковных торжеств. Мечта каждого христианина оказаться в Святой Земле накануне Пасхи, чтобы пережить события Страстной недели там, где они происходили, чтобы разделить радость Воскресения вблизи Гроба Господня. Здесь каждый год на ложе Спасителя в Великую Субботу сходит Благодатный Огонь. Те из паломников, кому довелось быть в Иерусалиме на Пасху, всю жизнь не только хранят принесенный из Иерусалима пучок из 33 свечей (по числу лет земной жизни Христа), опаленный Благодатным Огнем, но и сберегают в своем сердце особое чувство причастности величественному чуду.

Русские паломничества в Иерусалим начались сразу после Крещения Руси. Первым из дошедших до нас описаний «хождений» русских паломников в Святую Землю является рассказ о паломничестве киевского игумена Варлаама, посетившего Палестину в XI веке. К XII веку паломничества стали уже массовыми, а в Иерусалиме был утвержден Русский монастырь. В книге поступлений Саратовской Ученой Архивной Комиссии, предтечи Краеведческого музея, сохранилась запись о передаче в музей реликвий, принесенных членом СУАК Самсоном Быстровым, совершившим в конце XIX в. паломничество в Святую Землю с группой саратовских старообрядцев. Среди прочего упоминаются желудь с Мамврийского дуба, сушеная рыбка из Генисаретского озера, четки из оливкового дерева. Пальмовая же ветвь, принесенная в Саратов этой группой паломников, бережно сохраняется до сих пор в старообрядческой Успенской церкви Белокриницкого согласия, раз в год представая пред взорами прихожан в праздник Входа Господня в Иерусалим.

Одним из тех, кто много потрудился на благо Русской Духовной Миссии на Святой Земле, был человек, имя которого памятно и дорого для нескольких поколений саратовцев — архимандрит Пимен (Хмелевской), впоследствии Архиепископ Саратовский и Вольский. Архимандрит Пимен занимал должность начальника Русской Духовной Миссии в 1956 – 1957 гг. Владыка Пимен сохранил не только воспоминания о Святой Земле. Будучи талантливым фотографом, он сделал несколько сотен великолепных видов Святой Земли, побывав всюду, где позволяло военное положение. Именно ему, русскому священнику, было доверено в Великую Субботу 1956 года доставить Благодатный Огонь к православным на Западном берегу Иордана. И спустя десятилетие воспоминания об этих дорогих для каждого христианина местах были столь живы в душе Владыки Пимена, что даже река Медведица («места там очень красивые» — замечает он) напомнила ему неоднократно виденный им Иордан, а зеленое убранство Троицкого собора под Рождество Христово — Вифлеем. По собственному признанию Владыки, его душа была «полна священных воспоминаний, связанных с моим служением в Иерусалиме и других святых местах». Много лет спустя, вспоминая Пасху в храме Гроба Господня, Архиепископ Пимен писал в «Воспоминаниях архиерея»: «Неужели это было со мной?… Иногда самому не верится, что я побывал в таких великих местах». Вновь посетить Святую Землю было суждено Владыке Пимену лишь в паломническую поездку 1989 года, уже в сане Архиепископа Саратовского и Волгоградского. Тогда, по просьбе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, Иерусалимский Патриарх Диодор передал саратовскому Владыке для новооткрытых храмов Русской Церкви мощи святых мучеников, без которых совершение богослужения в православном храме невозможно. Мощи палестинских монахов, в VII веке замученных за веру во Христа, привез из Святого Града сопровождавший Владыку в паломничестве протодиакон (ныне протоиерей) отец Лазарь Новокрещеных.

В начале 1990-х годов паломничества из России снова стали массовыми. Русская Духовная Миссия вернулась к тому служению, ради которого была создана более 150 лет назад. Некоторые из наших земляков, вновь прошедших дорогою своих благочестивых предков, делятся и с нами своими воспоминаниями о пережитом в местах земной жизни Христа. Вот что рассказывает прихожанка храма во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» Лидия Ивановна Бояршинова, совершившая паломничество во Святую Землю в 1995 году.

«Наша паломническая группа жила в городе Вифлееме, который находится в восьми километрах от Иерусалима. Согласно книгам Нового Завета, в Вифлееме Дева Мария родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. Сейчас на этом месте находится церковь Рождества, которая внешне напоминает форму Креста, длиной 50 метров, шириной 25 метров. Красивый греческий алтарь, стоящий над пещерой Рождества, сделан из Ливанского кедра. В гроте, под центральным алтарем, находится серебряная звезда, обозначающая место Рождества Христова.

Из Вифлеема наша группа ежедневно выезжала в другие города на места, связанные с именем Иисуса Христа.

В Иерусалиме нас принимали в Русской Миссии, мы присутствовали на Богослужении в православной церкви. Это было частичкой нашей Родины, нашей России.

В Старом городе (исторической части Иерусалима — М. П.) мы прошли Крестным Путем, которым шел Иисус, неся Свой Крест от зала суда Понтия Пилата до Голгофы, где Он был распят. События этого пути — пути мук и скорби — отмечены четырнадцатью остановками «страстей Господних». Здесь Его бичевали, оскорбляли, надевали терновый венец. До сих пор сохранилась мостовая, о которой св. Иоанн писал: «Вывел вон Иисуса и сел на судилище, на место, называемое Лифостротон». На мостовой можно и сейчас видеть рисунки римских солдат, вырезанных на камнях для игр в кости. В одной из игр использовали солдаты и Иисуса, нарядив Его в шутовского царя, насмехались и мучили Его.

На Голгофе построена церковь Гроба Господня, Святая Святых всех христиан, поклониться которой и являлось основной целью нашей поездки в Израиль.

Голгофа — это большая скала, возвышающаяся от земли примерно на пятнадцать метров. В настоящее время на вершине Голгофы построено две часовни. Одна, на месте Распятия, принадлежит Греческой Церкви, а вторая, где с Христа сняли одежду и пригвоздили ко Кресту, принадлежит Церкви Римской. У подножия Голгофы в 1810 году греческими и русскими православными был построен храм, внутри которого покоится мраморная глыба, отмечающая место, где покоилось тело Иисуса Христа. Место это так описывается в Евангелии: «на том месте, где Он был распят, был сад и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен».

Нам посчастливилось видеть и слышать службу в храме Гроба Господня, которую проводили православные священники на греческом и русском языках. Пели русские монахини из Горненского монастыря. Служба началась в двенадцать часов ночи и окончилась под утро, в четвертом часу.

Побывали мы в еще одном «русском уголке» — Горненском монастыре. Он расположен высоко в горах. Все здесь дышит спокойствием и благостью. Радушно встретили нас монахини. Снова мы молились в церкви, слушали службу на родном языке.

Выезжали мы также и в Назарет, тоже один из священных городов. Назарет был избран Господом для благовещения о рождении Его Сына. Здесь Иисус провел свое детство, юность, работая плотником вместе с Иосифом.

В настоящее время в Назарете живут в основном арабы-христиане. Здесь мы набрали святой воды из источника Марии, где построена греческая церковь Благовещения. Эту воду я привезла в Саратов, она хранится у меня дома, светлая и чистая, как слеза.

По пути в Назарет мы побывали в Кане Галилейской, Капернауме, Тиверии, на берегу Галилейского моря, купались в святой реке Иордан, проезжали гору Заповедей Блаженства.

В последний день пребывания в Израиле мы ездили на Мертвое море, которое возникло в древности на месте гибели библейских городов Содома и Гоморры. Заезжали в мужской монастырь святого Георгия Хозевита, расположившийся в скалах ущелья Вади Кельт. Среди даров, которые присылают в монастырь христиане со всего мира, мы увидели большой тульский самовар. Этот самовар прислал из России в подарок монастырю герой Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов.

Во Святой Земле много мест, храмов, монастырей, связанных с Россией, принадлежащих Русской Православной Церкви.

Посещение святых мест укрепляет нашу веру, поднимает духовность. Как самую большую драгоценность храню я «Аттестат паломника», полученный мною в Иерусалиме».

 

диакон Максим ПЛЯКИН

Автор выражает благодарность Православному Братству свв. равноап. Мефодия и Кирилла за возможность использования в публикации фрагментов из дневника и «Воспоминаний архиерея» Архиепископа Пимена.

 

 

«Скажи мне, ветка Палестины…»

«Скажи мне, ветка Палестины…»

«Скажи мне, ветка Палестины…»

«Скажи мне, ветка Палестины…»

«Скажи мне, ветка Палестины…»

«Скажи мне, ветка Палестины…»