Дни Славянской письменности и Культуры . Память Святых Кирилла и Мефодия.

Дни Славянской письменности и Культуры . Память  Святых Кирилла и Мефодия.

Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи из болгарских славян, жившей в греческом городе Солуни, где было немало славянского населения. Братья говорили на обоих языках одинаково хорошо. Мефодий был старшим из семи братьев, Константин (Кирилл – его монашеское имя) – самым младшим. Состоя на военной службе, Мефодий был направлен воеводой в одно из подчиненных Византийской империи славянских княжеств (видимо, в Болгарии), где его славянский язык усовершенствовался. Прожив там около 10 лет, Мефодий принял затем монашество в одном из монастырей на горе Олимп.

Константин с малых лет отличался большими способностями и учился вместе с малолетним Императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего Патриарха Константинопольского. Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова, а за свой ум и выдающиеся познания святой Константин получил прозвание Философа (мудрого). По окончании учения Константин принял сан иерея и был назначен хранителем Патриаршей библиотеки при храме святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь. Разысканный там и возвращенный в Константинополь, он был определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы Константин был послан Императором на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами (мусульманами) и также одержал победу. Вернувшись, святой Константин удалился к брату своему Мефодию на Олимп, проводя время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов.

В 857 г. Император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в крымской Корсуни, готовясь к проповеди. Там братья чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, папы Римского (I-II в., память 25 ноября). Там же в Корсуни Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные "русскими буквами", и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке. После этого братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя Евангельское учение. На пути домой братья снова посетили Корсунь и, взяв там мощи святого Климента, вернулись в Константинополь. Константин остался в столице, а Мефодий получил игуменство в небольшом монастыре Полихрон, недалеко от горы Олимп, где он подвизался прежде.

Затем жизненный путь братьев привел их для великого дела в славянские земли Моравии (нынешняя Чехословакия). Эта территория была крещена западными миссионерами и входила в юрисдикцию Западно-Римского, а не Восточно-Константинопольского Патриарха. Богослужения шли на незнакомом населению латинском языке. Но национальные чувства заставили князя Ростислава искать богослужения на родном языке. На Востоке как раз утвердилась традиция не навязывать новообращенным народам свой язык, а проповедовать Христово Евангелие и совершать богослужение на языке местного населения. И князь Ростислав естественно обратился в Константинополь, отправив к Императору послов с просьбой прислать учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке.

Император призвал Константина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит». Константин с постом и молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего брата Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку (видимо, на основе уже имевшейся, усовершенствовав ее) и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Некоторые летописцы сообщают, что первые слова, написанные на славянском языке, были слова апостола Евангелиста Иоанна: «Вначале бе (было) Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово». Это было в 863 году.

После завершения перевода братья отправились в Моравию, где были приняты с великой честью, и стали учить богослужению на славянском языке. Это вызвало противодействие немецких епископов, совершавших в моравских церквах богослужение на латинском языке, и они восстали против братьев, утверждая, что богослужение может совершаться лишь на одном из трех языков: еврейском, греческом или латинском. Константин отвечал им: «Вы признаёте лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вси языци, всякое дыхание да хвалит Господа! И в Святом Евангелии сказано: Шедше научите вся языки…».

Немецкие епископы были посрамлены, но подали жалобу в Рим. Братья были призваны в Рим для решения этого вопроса, поскольку Моравия входила в римскую юрисдикцию. Взяв с собой мощи святого Климента, папы Римского, Константин и Мефодий отправились в Рим. Узнав о том, что братья несут особой святые мощи, папа Адриан с клиром вышел им навстречу. Братья были встречены с почетом, папа Римский утвердил богослужение на славянском языке.

Находясь в Риме, Константин занемог и, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 г., равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Отходя к Богу, святой Кирилл заповедал брату своему продолжать их общее дело – просвещение славянских народов светом истинной веры. Мефодий умолял папу Римского разрешить увезти тело брата для погребения его на родной земле, но папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса.

Пребывание Мефодия в Риме совпало с примирением Рима с Константинополем, и Мефодию удалось убедить Папу в необходимости проповедовать Евангелие в Паннонии (римская ?провинция, занимавшая территории современной западной Венгрии, ?восточной Австрии и частично Словакии) на родном местному населению славянском языке. Следуя просьбе славянского князя Коцела, Папа послал Мефодия в ту же Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого апостола Андроника. В Паннонии Мефодий вместе со своими учениками продолжал распространять богослужение, письменность и книги на славянском языке.

Это снова вызвало протест немецких епископов. Они добились ареста и суда над святителем Мефодием, который был сослан в заточение в Швабию, где в течение двух с половиной лет претерпел многие страдания. Освобожденный по приказанию папы Римского Иоанна VIII и восстановленный в правах архиепископа, Мефодий продолжал евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей.

В третий раз немецкие епископы воздвигли гонение на святителя за непринятие ширившегося на Западе римского учения об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына. Святитель Мефодий был вызван в Рим, но оправдался перед папой, сохранив в чистоте Православное учение, и был снова возвращен в столицу Моравии – Велеград. Здесь в последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).

Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий указал на одного из своих учеников – Горазда как на достойного себе преемника. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 г. в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках – славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда

Однако даже святому Мефодию не удалось сломить сопротивление местного латинского духовенства, и после его смерти его ученики – Наум, Климент, Горазд и другие были изгнаны из Паннонии и продолжили свое дело в Болгарии и Македонии. Рим, вопреки решению Папы Адриана II и Иоанна VIII, это изгнание впоследствии санкционировал и Моравия в церковном отношении навсегда осталась латинской, а восточные славяне стали православными. Это укрепило раскол между Востоком и Западом и гибельно отразилось на всей истории славян, вплоть до Второй міровой войны. 

К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века. Древнейшие службы святым, дошедшие до нашего времени, относятся к XIII веку. По молитвам свв. Кирилла и Мефодия, в день их памяти, в 1875 г. Холмские греко-униаты воссоединились с Православною Церковью. Торжественное празднование памяти святых первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 году. Для православной России празднование свв. первоучителям имеет особое значение: «Ими бо начася на сроднем нам язьще словенстем Литургия Божественная и все церковное служение совершатися, и тем неисчерпаемый кладезь воды текущия в жизнь вечную дадеся нам».

В этот день в современной России (РФ) отмечается День славянской письменности и культуры. Первые Дни славянской письменности и культуры прошли 24 – 25 мая 1986 г. в Мурманске по инициативе группы деятелей науки, культуры, литературы и искусства, а в начале 1990-х гг. этому празднику под давлением православной общественности был присвоен статус государственного. В марте 1989 г. был создан Международный Фонд славянской письменности и культуры, душою и руководителем которого стал скульптор-патриот В.М. Клыков, основатель Всероссийского соборного движения, воссоздатель Союза Русского народа в 2005 г. По инициативе Фонда было проведено множество мероприятий, направленных на православно-патриотическое просвещение русского народа. В 2009 году местом проведения торжеств стал Саратов. Клирики нашего храма, во главе с настоятелем Игуменом Тарасием (Владимировым) приняли активное участие в торжествах.

Диакон Максим Плякин

Дни Славянской письменности и Культуры . Память  Святых Кирилла и Мефодия.

Дни Славянской письменности и Культуры . Память  Святых Кирилла и Мефодия.