Митрополит Игнатий совершил Божественную литургию в нашем храме

29 октября, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, день обретения мощей святителя Иоанна, митрополита Тобольского, митрополит Саратовский и Вольский Игнатий совершил Божественную литургию в нашем храме.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Саратовского епархиального управления, благочинный Саратовского Центрального округа, настоятель Духосошественского собора г. Саратова иерей Александр Чеботарёв; настоятель храма иерей Николай Цаплин; клирики храма иерей Сергий Выгодин, иерей Андрей Евстигнеев, иерей Максим Плякин и иерей Виталий Добровруководитель административного секретариата Саратовской епархии иерей Сергий Феофанов; клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова протодиакон Александр Пушкарёв; клирик Казанского храма г. Саратова протодиакон Олег Дроздов; клирик Покровского собора г. Саратова диакон Иоанн Пушкарёв; клирик храма диакон Леонид Николеско

Богослужебные песнопения исполнил Архиерейский мужской хор Саратовской митрополии под управлением регента Александра Германовича Занорина.

В своем слове владыка Игнатий сердечно поздравил собравшихся с воскресным днем и напомнил о притче из сегодняшнего евангельского чтения.

«Спаситель произнес Своим ученикам и всем тем, кто Его слушал, притчу о том, как слово Божие воспринимают разные категории людей (см.: Лк. 8, 4-8), — сказал владыка. — Порой человек слышит слово Божие, и оно его не трогает. Бывает так, что оно трогает человека, его душу и он воспринимает это сердцем, но повседневные заботы, желания забивают, затравливают эти ростки вечной жизни. А бывает, что слово Божие воспринимается и взрастает, как хорошее зерно на доброй почве. Это к тому нам говорится, что слово вечной жизни каждому из нас просто необходимо — как свежий воздух, как для рыбы вода. Все мы связаны временем, и наше тело стареет и умирает, ни одного человека нет на земле, который бы здесь остался жить.

Каждый из нас пойдет на встречу с нашим Создателем. С чем мы пойдем? С тем, что для тела приобретали? Одежда, какие-то увеселительные радости у нас останутся в душе или любовь, терпение, милосердие, подлинная радость? Настоящую радость ничто земное не может заменить. Порой мы можем радоваться каким-то успехам, каким-то вещам, событиям, но самую главную радость нам никто не заменит — это Христос. Он нам дает настоящую, подлинную жизнь. Бывает порой, когда мы молимся или, помолившись, идем из храма, что у нас на сердце — необъяснимая легкая и тихая радость, которая не сравнится ни с какой радостью земной. И вот когда мы придем к порогу вечности, эта радость встречи со Христом останется, а все остальное останется здесь. Ради этого стоит внимать словам Евангелия, ведь Господь, обращаясь к Своим ученикам, не только к ним обращается и к тем, кто Его тогда слушал, Он обращается из недр вечности к каждому из нас со Своими заповедями о любви и о жертве».

Архипастырь призвал помнить о том, что все мы вызваны к бытию для вечной жизни, ведь Господь не создавал нас для смерти.

«Так случилось, что Господь дал свободную волю человеку, а человек злоупотребил ею, первые люди в раю согрешили, и теперь мы имеем последствия этого греха — наше тело умирает. Но Господь пришел на землю, дал Сына Своего Единородного, чтобы каждый имел жизнь вечную. Будет всеобщее воскресение, но прежде наша душа отправится на встречу с нашим Создателем. Если мы здесь не приобретем ничего для души, то наше тело воскреснет в ином качестве, а содержание души будет по-прежнему пустое. Как говорит Господь, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения (Ин. 5, 29). То есть человек сам себя осудит за то, что он напрасно провел свою жизнь, употребил ее только для увеселения, для удовлетворения страстей.

Давайте помнить о том, что каждый из нас имеет в своей душе образ Божий, а подобия мы должны достигать путем преодоления в первую очередь своего “я”, своей гордыни, которая нас тянет долу, которая разлучает нас с Богом. Ведь гордый человек является для себя мерилом всех ценностей. Он настолько ослеплен, что не видит правды, не видит себя настоящего. Мы порой видим, как человек из гордости какие-то нелепые и глупые вещи делает — он не видит ни своего несовершенства, ни достоинства других, а иногда и видит, но это его задевает еще сильнее.

Гордыня — это действительно страшный грех. Денница был одним из самых близких к Богу ангелов, но он возгордился. И вот денница теперь пытается каждого из нас погубить. Но у нас есть Спаситель, Который нам дает Себя в жертву, и у нас есть свободная воля, так что мы, несмотря на все обстоятельства, своей свободой сами пользуемся, либо в добро и жизнь, либо в зло и в смерть. Можно сколько угодно обвинять обстоятельства, близких, соседей, начальство, кого угодно, но тем не менее добро или зло мы выбираем сами. Под горку катиться легче, выбирая зло, потому что сел и поехал вниз, а вверх надо карабкаться, преодолевать препятствия,- но если мы не научимся здесь стремиться вверх и преодолевать, то в вечной жизни мы продолжим в бездну скатываться до бесконечности. И также нет предела совершенствованию в Боге».

«В строках Евангелия к каждому из нас обращается Сам Христос. Каждый из нас должен уверовать, что Он не просто Спаситель всего человечества, а личный Спаситель, Который ради каждого из нас пришел на землю, Который ради каждого из нас умер на Кресте и воскрес. Он призывает войти в Его любовь, умереть для греха и совоскреснуть с Ним для вечной жизни. Апостол Павел говорит, что не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Даже те радости духовные, которые мы испытываем,- это лишь далекий отголосок того, что Господь приготовил для тех, кто Его любит. Поэтому давайте помнить о нашем великом предназначении и стараться в течение нашей жизни быть верными в малом. Мы порой рукой машем на какие-то вещи, вроде это ерунда, но есть такое выражение в Священном Писании: верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Лк. 16, 10). Давайте начнем с малого, а когда дойдет до великого, будем стараться и там исполнить. А если мы будем рукой махать на малое, тогда мы и на великое точно махнем рукой», — заключил архиерей.

***

Сегодня Саратовская епархия отмечает 224-ю годовщину со дня создания. 29 октября (по старому стилю 16 октября) 1799 года указом Павла I была учреждена Саратовско-Пензенская епархия. Епископом Саратовским и Пензенским во вновь учрежденную епархию Святейшим Синодом был определен Преосвященный Гаий (Такаов). Под начало первого Саратовского архиерея поступало около 800 тысяч христианских душ, 615 церквей и 10 616 лиц, принадлежавших духовному сословию, из которых служащего духовенства было 2511 человек.

Активная деятельность архипастыря, его хлопоты и заботы по обустройству вновь учреждённой епархии были замечены и справедливо вознаграждены. В 1804 году император Александр I удостоил владыку личным рескриптом, в котором писал: «Преосвященный Гаий, епископ Пензенский и Саратовский! Отличное усердие и труды, подъемлемые вами на пользу Церкви, приобрели вам право на общее и моё уважение; в знак оного препровождаю при сем для возложения на вас орден св. Анны I класса; отдавая вам сию справедливость, я желаю тем означить, сколь много уважаю я влияние веры и добрых пасторских примеров на нравы и добродетели гражданские».

При епископе Гаии в Саратовской губернии появилась первая единоверческая церковь в селе Чернавке Петровского уезда в 1802 году. Среди приоритетных дел по обустройству епархии возведению храмов и заботе об их благолепии Гаий придавал первостепенную важность. Согласно распоряжениям архиерея, вместо деревянных повсеместно началось строительство каменных церквей.

В Саратове в 1801 году занялись поправкой и расширением одного из самых древних городских храмов — Рождество-Богородицкой церкви. В следующем году при ней стали сооружать каменную колокольню. В 1805 году в Хвалынске началось строительство Воскресенской каменной церкви, а в Петровске приступили к возведению каменной колокольни при Петропавловском соборе, в 1807 году была выдана храмозданная грамота для Архангельского каменного собора в Аткарске. Всего же в Саратовской губернии за 1799 — 1808 годы возвели более двадцати новых церквей, а число строившихся храмов составляло не менее тридцати.

С 4 декабря 1803 года Преосвященный Гаий стал именоваться епископом Пензенским и Саратовским. Осенью 1807 года владыка предпринял очередное обозрение епархии. До этого он неоднократно бывал в Саратове и останавливался, как правило, в Спасо-Преображенском монастыре, находившемся в то время у подножия Соколовой горы. 26 октября 1807 года Саратов колокольным звоном встречал своего архиерея. За время своего визита Преосвященный посетил все городские храмы. В декабре Преосвященный Гаий было собрался в Пензу, но как раз в это время в Саратове появилась чума и полностью овладела городом. В столь тревожные и трудные для саратовцев дни Преосвященный не мог оставить свою паству в беде. Самим присутствием в чумном городе, своими молитвами и проповедями, полными оптимизма и надежды, он делал великое дело — сохранял и поддерживал в людях духовные силы, вселял в них веру в скорое избавление от страшной напасти. В марте 1808 года чума отступила, и по этому случаю 13 марта в соборе был отслужен благодарственный молебен, а вокруг города совершен крестный ход, в котором приняли участие едва ли не все жители Саратова. В первые пасхальные дни, 4 и 5 апреля, владыка Гаий последний раз служил в саратовском соборе. Еще 10 января решением Святейшего Синода он был переведен на Астраханскую кафедру архиепископом. 18 апреля 1808 года благодарные саратовцы проводили Преосвященного в путь, любезно сопроводив его до первой станции. По свидетельству Н. Г. Скопина, «все сожалели о сем пастыре, яко кротком и нежном отце».

ФОТО

Пресс-служба Саратовской епархии