8/21 ноября Православная церковь славит Архангела Михаила с его небесным воинством. «Архангели, Ангели, Начала, Престоли, Господствия и Серафими шестокрилатии, и многоочитии Херувими Божественнии, мудрости органи, Силы и Власти Божественнейши, Христу молитеся даровати душам нашим мир и велию милость» поется в службе этого дня.
К кому мы взываем в этот день, перед кем ходатайствуем о помощи в просьбах наших перед Всевышним? Кого просим быть предстоятелями за нас перед Богом. Служителей небесных – «хранителей и покровителей окаянных наших душ и телес», созданных Богом бесплотных сверхъестественных существ, сотворенных прежде видимого мира. Вестников — возвещающих и исполняющих волю Божию. Ангелы были созданы для служения Богу и, исполнения Его воли. Через ангелов у человека есть возможность познать Божественный свет, который аккумулируется в ангелах, находящихся вблизи Бога и, преломляясь в них, достигает человека, сердцем готового распознать это величайшее чудо.
Ноябрь избран для праздника Ангелам потому, что это девятый по счету месяц от марта, который был некогда началом года, а число девять соответствует девяти чинам ангельским. Согласно классификации Священномученика Дионисия Ареопагита, ангелы располагаются по чинам в зависимости от возможности богопознания и составляют три иерархии, в каждую из которых входят «три чина»: первый разряд – серафимы, херувимы, престолы; второй – господства, силы, власти; третий – начала, архангелы и ангелы. Шестикрылые серафимы – в переводе с греческого «пламенеющие», сердца их горят любовью к Богу и они побуждают к любви к Господу. Херувимы — «многое разумение», имеют полноту знания и через них ниспосылается просвещение, изображаются четырехкрылыми. Через Престолов же преимущественно проявляется правосудие Божие; изображаются в виде колёс со множеством глаз на ободьях. Господства учат людей господствовать над своей волей, быть выше всякого искушения. Силы исполнены божественной крепости, через них Господь совершает свои чудеса. Власти – Ангелы, имеющие власть укрощать силу бесовскую, они укрепляют добрых подвижников в их духовных и телесных трудах. Начала – это Ангелы Народоправители, которым поручено управлять вселенной, охранять отдельные страны и народы и управлять ими. Архангелы – великие благовестники тайн Божиих, всего великого и преславного. Они укрепляют в людях святую веру, просвещая их умы к познанию и разумению воли Божией. Ангелы – светлые духовные существа, ближе всех стоящие к людям и имеющие о нас особое попечение.
Из Священного Писания известно восемь Архангелов, имеющих каждый свое служение. Архангел Михаил, Архистраг, поставленный Богом над всеми девятью чинами Ангельскими. С еврейского языка переводится «как Бог», изображается на иконах в воинских доспехах, с пальмовой ветвью и копьем с белой хоругвью с крестом, символизирующей нравственную чистоту и непоколебимую верность Богу. Архангел Гавриил — «Сила Божия», возвещает людям великие дела Божии. Обычно изображается с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой. Свеча, закрытая в фонаре, означает, что часто судьбы Божии бывают сокрыты до времени их исполнения, но и по исполнении их постигаются только теми, кто внимательно смотрит в зеркало своей совести и слова Божия. Архангел Рафаил — «Исцеление Божие», целитель, врач Божий, изображается держащим сосуд с целительными снадобьями и ведущим правою рукою Товию, несущего рыбу. Уриил — «Свет, огнь Божий», просвещает людей и воспламеняет их сердца любовью к Богу; изображается держащим в правой руке обнажённый меч на уровне груди, а опущенной левой руке – пламень огненный. Этот Архангел является особенным покровителем людей, посвятивших себя наукам. Селафиил – Архангел молитвы. Изображается или с чётками в руках, или в молитвенной позе с приложенными в благоговении к груди руками. Архангел Иегудиил — в переводе «славящий Бога», покровитель монахов и трудящихся для славы Божией; изображается держащим в правой руке золотой венец – награда святым, а в левой бич из трёх чёрных верёвок с тремя концами — воздаяние грешникам. Варахиил – Архангел Божиих благословений, во время земной жизни посылаемых тем, кто трудится для получения небесных, вечных благословений. На иконах изображается несущим на груди белые розы, как предвестие блаженства в Царствии Небесном. Архангел Иеремиил — «Высота Божия», внушитель благих и добрых помыслов, возноситель душ к Богу, изображается держащим в руке весы.
Архангелы – это учительский чин. Они учат людей, как устраивать жизнь по воле Божьей. Господь открывает Архангелам свою волю о жизненном пути людей, об их настоящем призвании и предназначении, о том, чем может тот или иной человек сослужить Богу, помочь воплотить Божественный замысел. Архангелы знают, что ожидает человека на том или другом пути жизни: какие невзгоды, искушения, соблазны; поэтому от одного пути они отклоняют, а на другой направляют человека, научают избирать верный путь, пригодный для него.
Священномученик Серафим (Звездинский) научает в своем труде «Ангелы»: «Кто разбился жизнью, колеблется, не знает, каким путем идти, тот должен призывать в помощь Архангелов, дабы научили они его, как жить ему должно: «Архангелы Божьи, Самим Богом определенные для научения нашего, вразумления, научите меня, какой мне выбрать путь, воньже пойду, да благоугожду Богу моему!»
Тропарь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных:
Небесных воинств Архистратизи,/ молим вас присно мы, недостойнии,/ да вашими молитвами оградите нас/ кровом крил невещественныя вашея славы,/ сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия:/ от бед избавите ны,// яко чиноначальницы Вышних сил
Кондак Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных:
Архистратизи Божии,/ служителие Божественныя славы,/ Ангелов начальницы и человеков наставницы,/ полезное нам просите и велию милость,// яко Безплотных Архистратизи.
Подготовлено по материалам книги «Ангел молитвы» Архимандрита Иоанна (Крестьянкина), Ольгой Севастьяновой.