«Радуйся, Николае, великий чудотворче!»
(припев Акафиста святителю Николаю)
22 мая Православная Церковь празднует память святителя Николая Чудотворца. В этот день вспоминается перенесение его святых мощей в итальянский город Бари, где они пребывают и поныне.
Без преувеличения можно сказать, что после Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери, Приснодевы Марии, для многих святитель Николай – самый почитаемый святой Русской земли от принятия ею Крещения и по сей день… Нет такого русского города, где бы в старину не было Никольского храма или, по крайней мере, Никольского придела. Нет дома православных людей, в котором не было бы иконы святителя Николая.
По Уставу Русской Православной Церкви в литургическом круге седмицы святитель Николай имеет свой день – четверг, особым образом посвященный молитвенному его прославлению. На иконах «Всех святых, в земли Российской просиявших» нередко можно обнаружить святителя Николая, хотя и жил и «просиял» он совсем в другой земле! В старину иностранцы-протестанты иронически отмечали, что Николай угодник – особый русский «бог». Они связывали это с мнимым невежеством русского народа, и тем обнаруживали собственное невежество в представлениях о православной вере. Правда в том, что почитание святителя Николая на Руси имеет исключительный, чрезвычайный, всенародный характер. Архиепископ далекого, маленького города Миры на южном побережье Малой Азии стал таким «своим», таким близким и таким великим для всего верующего русского народа.
В православном мире трудно найти второго, столь почитаемого святого, как Николай чудотворец. К нему обращаются все, и простецы и ученые, верующие и неверующие, даже многие, чуждые христианству, мусульмане и буддисты с благоговением и страхом обращаются к нему. Причина, столь масштабного почитания, проста – не заставляющая себя ждать, почти мгновенная помощь от Бога, посылаемая по молитвам этого величайшего святого. Людям, хотя бы раз обращавшимся к нему с молитвой веры и надежды, это, безусловно, известно.
Житие Николая угодника весьма скромно и, собственно, о земной его жизни мы знаем совсем немного. Знаем, что был он благочестивейшим пресвитером, а впоследствии епископом ликийского города Миры, знаем, что он бесстрашно заступился за невинно осужденных на смерть, знаем, что тайной, но щедрой, милостыней спас от бесчестия и позора трех бедных девушек. Известно и то, что на первом Вселенском соборе, в жестких прениях, ревностный святитель ударил по лицу, нечестивому, но искусному в спорах, еретику Арию.
Предание сохранило совсем не много фактов о жизни великого святителя, но самое главное, что мы знаем о нем – это непоколебимая твердость в хранении истины православной веры и настоящая действенная любовь к людям, которая может изливаться из человека поистине живущего со Христом.
Тропарь, глас 4:
Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 3:
В Мирех святе священнодействитель показался еси: Христово бо преподобне Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти: сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.
Иерей Андрей Евстигнеев