В пятое по Пасхе воскресенье вспоминается встреча Спасителя с самарянкой. В ее лице Церковь представляет нам образ грешницы ищущей спасения и готовой услышать призывающий глас Спасителя. Жизнь этой женщины складывалась довольно сложно и не была счастливой. Но она всерьез задумывалась о смысле жизни, о том, как должно веровать в Бога. Однажды она пошла за водой к колодцу, возле которого сидел Сам Спаситель, утомившийся от тяжкого пути. Иудеи враждебно относились к самарянам – представителям иудео-ассирийского племени, ненавидимого «чистыми» иудеями до такой степени, что всякое соприкосновение с ними почиталось осквернением, и вдруг Христос первым заговорил с ней и попросил попить воды. Иисусу Христу, как истинному Богу, открыта каждая человеческая душа, и Он знает, как привести ее ко спасению. Между ними завязался разговор. Во время беседы Спаситель открывает женщине глубочайшую истину нашей веры. «Бог есть Дух, – сказал ей Господь, – и поклоняться Ему должно в духе и истине». Поклоняться Богу духом и истиной значит стремиться угождать Богу не одним лишь внешним образом, а путем истинного и чистосердечного устремления к Богу как к Духу, всеми силами своего существа. То есть не только внешне путем жертвоприношений, как это делали и иудеи, и самаряне, полагавшие, будто богопочитание сводится лишь к этому, а познавать и любить Бога, непритворно и нелицемерно желая угодить Ему исполнением Его заповедей. Поклонение Богу «Духом и истиной» отнюдь не исключает и внешней, обрядовой стороны богопочитания, как пытаются утверждать некоторые лжеучителя и сектанты, оно и необходимо, и неизбежно, поскольку человек состоит из души и тела. Сам Иисус Христос поклонялся Богу Отцу телесно, совершая коленопреклонения и падая лицом на землю во время Своей земной жизни. Но не в этой, внешней стороне заключена суть почитания Бога. Кроме того, Спаситель открылся ей как Мессия, Христос, Которого с надеждой ожидали и иудеи, и самаряне.
Самарянка, пораженная этим разговором, пошла в город и стала рассказывать всем о встрече со Спасителем. И многие жители уверовали в Него. По их просьбе Господь остался в этом самарянском городе еще на два дня. Предание сохранило для нас имя этой женщины – Фотиния (рус. – Светлана), которая стала неустрашимой проповедницей Евангелия. Вера ее была велика, а лицо светилось благочестием. За веру она вместе со своими сыновьями претерпела мучения и смерть. Фотиния почитается Церковью как святая мученица.
Беседа Христа с самарянкой была первой проповедью Нового Завета перед лицом неиудейского мира, и она заключала в себе обетование того, что именно этот мир примет Христа. Господь не открылся ни иудейскому первосвященнику, ни царю Ироду Четверовластнику, ни римскому прокуратору, но исповедал Свое Небесное посланничество в мир сей перед грешной самарянкой. И именно через нее, по промыслу Божию, были приведены ко Христу жители ее родного города.