Второе Рождение нашего Храма.

 Второе Рождение  нашего Храма.

После революции началось разрушение церквей в прямом и переносном смысле этого слова. Особенно любила новая власть устраивать в бывших помещениях храмов абортарии, кожно-венерологические диспансеры, конюшни, МТС.

Не избежала сей участи и Христо-Рождественская церковь Саратова.

Здание, Слава Богу, уцелело! И уже это давало шанс, что, воз­можно, когда-нибудь исторический памятник Са­ратова станет вызывать такую же гордость у сара­товцев, как Троицкий собор и ряд других храмов.

Внук участника войны 1812 года Федор Федорович Мака­ров, проживавший возле часов­ни Сошествия Духа, выступил с инициативой построить на мес­те часовни церковь с одно­именным названием, поскольку часовня из-за увеличения на­селения в близлежащей округе не справлялась со своей зада­чей. Много было желающих креститься, венчаться и так да­лее. А впоследствии Федор Фе­дорович «вместе со своим вы­водком» (а было у него 17 де­тей) регулярно посещал цер­ковь во все праздники.

Последним ребенком родил­ся наконец-то мальчик (после 16 девочек), которого назвали Петром. Отцу тогда было 65 лет, а матери — Марии Тимо­феевне — 58. Выучившись в только что открывшейся «рисо­вальной школе Боголюбова», Петр расписывал фрески в Троицком соборе и, когда за­канчивал работу над входом, упал с лесов и разбился на­смерть.

Федор Федорович умер, про­жив 102 года. На его похоронах присутствовал тогда 8-летний правнук — В.А. Каргополов (о нем речь пойдет ниже). Мария Тимофеевна умерла, когда ей исполнилось 103 года.

Ее родная сестра Матрена Тимофеевна вышла замуж за железнодорожника в 1872 году. В это время в нашей стране шло огромное строительство Рязано-Уральской железной дороги, которая проходила как раз че­рез Саратов и нынче носит на­звание Приволжской железной дороги. Рабочие, кочегары, ма­шинисты, обслуга паровозного депо селились семьями возле железной дороги, впоследст­вии это место стало называться Агафоновкой. Вскоре воз­никла необходимость в строи­тельстве школы и религиозного учреждения. Инициатором постройки вы­ступила Матрена Тимофеевна Макарова — жена машиниста паровозного депо, получившая официальное разрешение от местных властей.

 

Воздвижение церкви нача­лось в 1892 году на средства саратовского купца Чукалина и добровольные пожертвования железнодорожников методом «народной стройки». Церковь была одноэтажной и получила название Христо-Рождественской. Во дворе церкви был свя­той ключ с целебной роднико­вой водой, стекающей с гор. Эта церковь — единственная в Саратове, на колокольне кото­рой были смонтированы часы.

Из летописи.

Бывшая прихожанка Христо-Рождественской церкви Нина Викторовна Лабунская (до за­мужества  Мальцева) расска­зывает: "В этой церкви в 1922 году венчались мои родители, а в 1924 крестили меня, и я была постоянной прихожанкой этой церкви до самого закры­тия.

Штат церкви в конце 1920-х годов состоял из иерея Викто­ра Руднянского и протодиакона Павла Вертишова, которые прослужили в ней до самого за­крытия. После этого отец Вик­тор жил в своем маленьком до­мике и давал частные уроки музыки, которые я посещала еще в 1935 году. В 1937 году он был сослан в село Синенькие. Долгое время его дочь Вера Викторовна Руднянская проси­ла вернуть отца из ссылки, но власти отклоняли прошение. И вот в начале 1940-х годов ей разрешили взять отца домой. Родные и близкие ждали воз­вращения Виктора Руднянско­го, но его привезли в гробу.

Протодиакон Павел Матвеевич Вертишов после Христо-Рождественской церкви служил в других храмах.

В 1940 году он был арестован, а в 1943 году его детям прислали официальное извещение о том, что их отец скончался в тюрьме. По другим сведениям считается, что он был расстре­лян в ту же ночь после ареста. После закрытия церкви сто­рож этого храма был убит, а сама церковь разграблена и долгое время находилась под замком. Затем в помещении церкви разместилась библио­тека № 9".

Долгий путь возвращения.

В 1974 году в здание бывшей Христо-Рождественской церкви переселился с ул. Коммунарной кожно-венерологический дис­пансер, на месте которого стало строиться здание высшей пар­тийной школы.

От былого величия храма ма­ло что осталось — фрески были замазаны, забелены и закраше­ны, часть икон разворована, часть ушла на хранение в фон­ды краеведческого музея, в ча­стности икона Рождества Хрис­това, некогда висевшая над входом. Заасфальтирован свя­той источник, уничтожены ал­тарь, колокольня с часами, пе­рестроены фасады и интерьер, сокращен земельный участок из-за строительства частных га­ражей, трансформаторной под­станции, стрелкового тира.

15 августа 1992 года во вре­мя пожара выгорел весь чердак, пришла в негод­ность крыша.

В 1990-х годах началось по­всеместное восстановление бывших храмов. Церковный со­вет Христо-Рождественской церкви во главе с председате­лем отцом Георгием Калабиным и его помощником Вален­тином Александровичем Каргополовым собрали более 2000 подписей жителей, желающих восстановления бывшего хра­ма. Куда только не обращался совет за помощью! В его архиве более десятка писем в высокие инстанции, среди которых есть и прези­денту РФ, и в епархию Моск­вы. Если корот­ко, то ответы на эти письма можно назвать одним словом: «Одобрям-с». Московские ад­ресаты пере­сылали эти письма в Сара­тов, чтобы во­прос о восста­новлении хра­ма решался на местном уров­не. Саратов­ская власть единодушно ратовала за возвращение церкви ее за­конного помещения, но с усло­вием — найти взамен помеще­ние под выселение туда кожно-венерологического диспансера.

Надежда умирает последней.

С каждым годом у подвижни­ков этого нелегкого дела таяла всякая надежда вернуть зда­ние храму. Георгий Калабин был переведен в Энгельс, а Ва­лентину Александровичу дале­ко за 80 и ходить с прошениями и письмами ему было тяжело. Этот героический человек име­ет 30 правительственных на­град, пережил много невзгод. Начав войну в 1939 году на Халхин-Голе, он участвовал в освобождении Будапешта, и закончил ее в Порт-Артуре.

Его очень беспокоила судьба здания и особенно тревожили слухи: будто бы это помещение собираются отдать в ведение министерству здравоохране­ния какому-то центру.

Валентин Александрович очень боялся не дожить до того дня, когда справедливость вос­торжествует и храм будет пе­редан прихожанам, которые были готовы, как встарь, вновь «сброситься» и методом «на­родной стройки» отреставриро­вать его. Сначала у него была надежда, что это случится в 1996 году, когда храму испол­нится 100 лет. Но эта дата про­шла. Затем стал ждать 2000-летия со дня Рождества Хрис­това. И дождался. Сейчас в храме, за который он ратовал столько лет, проходят службы. И это событие В. Каргополов считает еще одной вехой на своем жизненном пути.

Трудами приходской общины храма, по Божией милости, здание в середине декабря 1999 года было передано сара­товской епархии Русской Пра­вославной Церкви. Избитое. Испачканное. Израненное. Изу­веченное. Изуродованное… Слезы на глазах присутствую­щих. Ни один зверь не доведет свое логово, нору, берлогу до такого мерзкого состояния, как мы, люди, довели до этого Дом Божий.

Вероятно Господь дал шанс возродить Храм и, таким обра­зом, разбудить спящую со­весть. 3 января 2000 года Ука­зом, подписанным управляю­щим епархии архиепископом Саратовским и Вольским Алек­сандром, первым настоятелем Храма Рождества Христова был на­значен священник Александр Пестряков. А через 3 дня (в ночь перед Рождеством) мест­ная православная организация — приход церкви Рождества Христова в Саратове — полу­чила свидетельство о государ­ственной регистрации.

Второе Рождение.

7 января 2000 года, на Рож­дество Христово, в храме с од­ноименным названием состоя­лась первая Божественная ли­тургия в нескольких помещени­ях, расчищенных и подготов­ленных к богослужению.

Здесь еще многого не хвата­ет, и только 3 июля 2000 года министром здравоохранения подписан приказ о переводе областного кожно-венерологического диспансера в Энгельс. Начало положено!

С этого времени богослуже­ния проводятся постоянно, но по­ка только по воскресным и праздничным дням.

Прошло уже 15 лет. За это время храм практически полностью восстановлен, здание храма было почти заново выстроено, и в начале 2010 года установлены купола и кресты.

 В период с 2011 по 2015 годы храм видоизменился, полностью восстановлен исторический облик здания. Благоустраивается территория, собираются средства на иконостас.

Подготовлено иереем Максимом Плякиным и Дмитрием Константиновым.

 

 

 Второе Рождение  нашего Храма.

 Второе Рождение  нашего Храма.

 Второе Рождение  нашего Храма.

 Второе Рождение  нашего Храма.