Трудно не согласиться со словами отца Ариса, ведь действительно образ воина переплетен с христианским призванием. В чине оглашения перед таинством крещения каждый желающий просветиться уже называется «воином Христа Бога нашего». Апостол Павел призывает Ефесян, а в их лице и каждого из нас «облечься во всеоружие Божие» (Еф. 6, 10). Сам Христос говорит: «не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10, 34). Может показаться странным такая воинственность христианства, ведь часто напротив мы слышим слова о любви, смирении, милосердии и прощении. Важно помнить, что все эти добродетели действительно являются христианскими ценностями, но только по отношению к другим людям. К себе же христианин должен быть строг и требователен. Православная аскетика различает в человеке собственно его самого – его личность, отображающую Творца и грех, который на нем паразитирует. Вот к этому греху человек и должен быть беспощаден, прежде всего – в себе самом. Здесь мы и призваны быть отважными неусыпными воинами, со всей ответственностью исполняя свое служение. Как воин на поле брани, так и воин Христов не могут предаться беспечности и легкомыслию, их долг – быть всегда на страже в бодрости и трезвости.
А быть туристом – совсем другое качество человека. В современном понимании туризм не имеет в себе отрицательно значения, а наоборот понимается как отдых, часто желанный, но труднодоступный для среднего человека. Христианство не видит в этом чего-то непозволительного или греховного. Человек может и должен иметь время для восстановления своих сил. Но меткое сравнение отца Ариса подсказывает, что речь идет о чем-то более глубоком, чем просто туристическое расширение кругозора. Турист воспринимает все спекулятивно, отвлеченно и часто просто потребительски. Велик соблазн остаться недовольным увиденным, если оно не соответствует его собственным представлениям.
Вот точно так же и приходя в храм мы можем подумать о себе: радуюсь ли я о его благолепии или замечаю недостатки, осознаю ответственность за него или просто иногда он мне нужен, я один из воинов, служащих здесь или прохожий турист.
Подготовлено иереем Михаилом Поликаровским.