8-го августа попечением отца-настоятеля Тарасия началась паломническая поездка воскресных школ храма во имя Рождества Христова и храма во имя Сретения Господня.
И вот мы в древнем храме, где читаются часы и начинается Божественная литургия.
Донской ставропигиальный мужской монастырь – это древняя обитель, которую справедливо можно назвать хранительницей богатейшего собрания святынь и церковных реликвий. Частицы святых мощей, чудотворные иконы, уникальная коллекция древностей являются достоянием благодатной обители. Однако, одной из главных святынь Донского монастыря по праву считается Донская икона Божией Матери, которая была написана в XVI веке преподобным Феофаном Греком. Ныне же святыня хранится в Государственной Третьяковской галерее.
По сложившейся традиции каждый год 1 сентября (по ст. стилю 19 августа), в день чествования Донской иконы Божией Матери ее доставляют из Государственной Третьяковской галереи в Донской монастырь, где пред этой древней святыней Святейший Патриарх совершает Божественную литургию.
Другой духовной жемчужиной Донской обители являются святые мощи святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, почивающие в золоченой раке в Большом соборе монастыря.
В начале 1992 года в Малом соборе был совершен поджог, в результате чего выгорела практически вся трапезная часть храма. При восстановительных работах после пожара практически случайно были обнаружены мощи святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, похороненного здесь в 1925 году. Находка стала настоящим чудом и еще одним свидетельством возрождения собора. Незадолго до обретения мощей, в 1989 году, Русская Православная Церковь канонизировала патриарха Тихона и причислила его к лику святых.
Большую часть территории Донского монастыря занимает некрополь. Паломники могли прочитать на памятниках такие громкие фамилии, как Вяземские, Голицыны, Долгорукие, Трубецкие, Черкасские. В некрополе погребены и выдающиеся писатели и поэты, архитекторы и ученые. Здесь можно встретить такие имена, как П.Я.Чаадаев, В.Ф.Одоевский, В.И.Майков, В.О.Ключевский. Поклонились мы и праху замечательного русского писателя И. С. Шмелева, перенесенного сюда в 2000 году.
Поклонившись святой обители, попадаем в суету и шум столицы – едем в Третьяковскую галерею (на Крымском Валу) на выставку «Святая Русь».
Церковное искусство Русской православной церкви от древнейших археологических фрагментов храмов, образцов уникального золотного шитья, сокровищ русской иконописи («Владимирская икона Богоматери Андрея Рублева, его же иконостас и др. ), древних Евангелий в ювелирных окладах до дивного огневого золочения на вратах древнего суздальского храма предстает перед посетителями этой уникальнейшей выставки, которая представляла нашу средневековую культуру во Франции в прошлом году. Каждый экспонат выставки уникален и в историческом, культурном и духовном значении. И что особенно ценно для нас – все это принадлежит около 17 музейным и государственным собраниям разных городов. В обозримом будущем такая выставка вряд ли повторится!
Любуясь старой и новой архитектурой Москвы, едем на самый юг мегаполиса — в Бутово – в Храм Новомучеников и исповедников российских, на «Бутовский полигон»
Храм удивительно прекрасен по архитектуре и духу, близкому и к древним русским храмам и одновременно современному, что редко бывает..
Место чудовищных злодеяний тоталитарного режима, но и место торжества духа и исповедания Веры Христовой! Дети наши притихли, слушая рассказ о раскопках во рвах. О том, как людей за веру в Господа расстреливали и едва присыпали землей…
С благоговением поклонились кресту на полигоне, святыням в новом белоснежном Храме, «Соловецкому» кресту…
Далее наш путь лежал в славный город Серпухов, в Высоцкий мужской монастырь, где ждала нас монастырская трапеза и долгожданный сон.
Древний монастырь, построенный по благословению самого Преподобного Сергия Радонежского на высокой излучине реки Нары его любимым учеником Афанасием – старшим, поражает красотой древней архитектуры, частью сохранившейся с 16 века. Богата история монастыря, прославлены его святые настоятели, расцвет и упадок сменяли друг друга…Мы любуемся его новым возрождением…
В 5 утра со звоном колокольчика встаем и готовимся к службе: Утреннее правило, Утреня и Литургия, а после Акафист Иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Ангельский голос монахини, поющей Акафист, устремляет наши сердца «горе»….
Прославленная святыня, утраченная в революционной мясорубке, была воссоздана по благословению настоятеля- игумена Иосифа иконописцем А.Соколовым в 1993 году для вновь открытого Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. И от нее начались многочисленные исцеления. Так Матерь Божия во второй раз явила православному миру свой чудотворный образ "Неупиваемая Чаша". Воистину, рукой художника водил Дух Святой – так невыразимо прекрасен этот образ. Множество списков с этой иконы разошлись по храмам Православной церкви, вот и в Саратов из Высоцкого монастыря в Алексиевский была доставлена копия Чудотворной этим летом.
Несмотря на позднюю трапезу все испытывают душевный подъем, а ведь самым младшим участникам нашей поездки всего 8 лет. После удивительно вкусной монастырской еды едем в расположенный через реку Владычный женский монастырь, тесно связанный своей историей с Высоцким. Ведь именно в нем во второй половине 19 века и явлен был первообраз знаменитой иконы.
Огромное количество (и качество!) цветов встречает нас в этой заново восстановленной, буквально, из руин женской обители.
Благодарно слушали мы рассказ о святынях Владычнего монастыря. Поклонившись строителю обители — святому Варлааму в часовенке на месте погребения, набрав воды из святого источника, прощаемся с древним Серпуховым и отправляемся в обратную дорогу. Она была также интересна и показалась совсем недолгой – на рассвете нас встречал родной Саратов!