Мы
читаем то и дело во святом Евангелии о чудесах Христовых и ставим перед собой
вопрос: почему в те времена такое было возможно и так мало чудесного видим мы в
наши дни?. И мне кажется, что на это можно ответить три вещи.
Первое
— что мы не видим тех чудес, которые нас окружают; мы все принимаем как
должное, как естественное. Все хорошее от руки Божией мы принимаем, как будто
так и должно быть. И мы больше не видим, что жизнь — дивное, радостное чудо,
что Бог захотел нас сотворить, что от небытия Он призвал нас к бытию, открыл
перед нами все чудо существования. И Он этим не ограничился: Он нас призвал во
веки веков быть Его друзьями, во веки веков жить вечной, божественной жизнью. А
на земле Он не только дал нам существование и жизнь: Он нам открыл Себя; мы
знаем, что Он есть, мы знаем Его во Христе как Бога такой любви, которая не
останавливается и перед собственной смертью для того, чтобы спасти любимого. А
что сказать о тех чудесах, еще менее заметных нам, как здоровье, как мир, как
дружба, как любовь? Это же все — сплошное чудо! Купить их — нельзя; принудить
кого бы то ни было дать нам свое сердце — невозможно; а столько сердец друг
другу открыты, и столько любви, столько дружбы вокруг нас! А наше телесное
существование, которое мы принимаем так естественно, — разве оно не чудо? И вот
это первое, на что мне хотелось обратить ваше внимание: что вся жизнь — чудо.
О, я знаю, что в ней очень много боли, очень много страшного — очень! Но наряду
с этим, в темноте, во тьме сияет такой тихий и вместе с этим не колеблющийся
свет; если бы мы только, как Христос говорит, верили во свет, с тем чтобы быть
чадами света, детьми света, носителями света!.
И
еще две вещи хочется мне сказать: сегодня мы читали о том, как люди были в
нужде, эту нужду Апостолы заметили, обратили на нее внимание Господне, и
Господь им сказал: Вам надлежит встретить эту нужду, накормить этих голодных
людей!. Чем? У нас же всего две рыбы, пять хлебов — разве хватит на такую
толпу?. И Христос благословил эти хлебы и эту рыбу, и хватило на толпу. Вот что
ожидается от нас, чтобы Бог мог свободно, Своей державной властью сотворить на
земле небесные чудеса: чтобы мы заметили чужую нужду. Как часто мы мимо нее
проходим, не раскрываем дверь перед Богом, чтобы Он вошел и сделал то, что для
нас невозможно. Откроем же глаза, чтобы видеть нужду людей вокруг нас:
материальную, душевную, духовную, тоску и одиночество, и столько других нужд.
И
другое, к чему призывает Господь Своих учеников: Дайте все, что у вас есть, — и
мы накормим всех… Ученики не оставили себе отдельного хлеба или отдельной
рыбы: они все дали Господу. И потому что они все отдали, водворилось Царство
любви, Царство, где Бог может действовать неограниченно, свободно, и все
насытились. И к нам обращен этот призыв: когда мы увидим нужду — отдадим все, и
все будет хорошо…
И
последнее, из Евангелия прошлого воскресенья: видя веру окружающих, Господь
совершил исцеление больного. Мы можем принести Богу ту веру, которой не хватает
у окружающих нас людей, понести их на нашей вере, как на носилках. Но веры не
достаточно; в этом событии исцеления расслабленного была не только вера, что
Господь может исцелить больного: была к нему заботливая любовь. Если бы вокруг
нас, среди нас была такая любовь, то начало Царствия Божия было бы уже
водворено в нашей среде, и Бог мог бы действовать свободно.
Подумаем об этом, потому что каждое
чудо Божие было предварено и как бы обусловлено соучастием человека: от нас
зависит, чтобы на земле водворилось то Царство, о котором мы просим, мечтаем,
но которое мы призваны строить с Богом и во имя Божие.