Много раз мы слышим в церкви: “Слава Тебе, Христе Боже, упование наше!” Но, может быть, потому, что мы слышим этот возглас в конце богослужения, когда наше внимание уже утомлено, или, может быть, потому, что это выражение славянское — мы до сих пор не замечали того глубокого и утешительного смысла, который ему присущ. Христос Бог назван упованием нашим, надеждой нашей! От первых дней христианства, от ап. Павла дошло это выражение до нас. И если раньше мы его не понимали, то теперь, когда наша жизнь стала так богата всякими невзгодами и бедна утешениями, когда настоящее безотрадно, а будущее полно безнадежности, мы не можем не видеть, что в этих обстоятельствах мы не оставлены без надежды.
И если человеку бывает хорошо, когда он имеет благодетеля, хотя бы тот жил и за океаном, то сколько же лучше должно быть нам, которым Христос-Спаситель, надежда наша, сказал, что Он пребудет с нами во вся дни до скончания века! Пребудет не где-то далеко, на небесах, а с нами, среди нас, в нашей жизни, если она будет заправлена духом Христовым; в наших душах, — если они будут гореть любовью к Богу; в наших телах, — если мы будем хранить их в чиистоте.
И люди благочестивые, а лучше сказать, люди, ищущие Бога, являются живыми свидетелями того, как надежда на Бога не постыжает никогда, не остается бесплодной. В их жизни Господь показывает всем, что Он не далек от каждого из нас, что Он видит жизнь нашу, что Он слышит молитвы наши, усматривает движения сердца нашего и готов бывает спасти всякого, кто призовет имя Его.
Многих смущает то обстоятельство, что участь как верующих, так и неверующих, как надеющихся на Бога, так и не надеющихся, как призывающих имя Его, так и хулящих Его, остается как будто одинаковой; и даже кажется, что теперь легче живется тем, кто освободил себя от всякого закона, от всяких нравственных обязательстив.
Но пусть нас не соблазняет это кажущееся благополучие людей неверующих, не призывающих имени Господня. Мы видим лишь внешнее их жизни, лишь поверхность; но удовлетворены ли они внутренне, спокойна ли их душа, не мучит ли их совесть?
Отчего так много самоубийц из числа неверующих? Только оттого, что когда в душе нет Христа — надежды нашей, то она пуста, ничто ее, особенно душу ищущую, не удовлетворяет, ничто ей не мило, и самая жизнь теряет свою привлекательность и смысл.
А посмотрите, как несчастны люди без надежды на Бога, когда их постигает несчастье: они впадают в крайнее малодушие и отчаяние, или, что еще хуже, исполняются злобы ко всем и даже к Богу, о Котором они говорят, что Его нет.
И напротив, у людей верующих, как бы ни протекала их жизнь, сколько бы скорбей и бедствий ни приходилось им претерпевать, в душе хранится живое сознание, что собственно иной жизни христианину и ожидать не следует, что если нашему Учителю и Господу пришлось претерпеть в жиизни все горести, даже до крестной смерти, то нам ли отказываться от них? Кроме этого сознания, которое помогает примириться со скорбями, но неспособно утешить, в наших душах должна быть и утешительная надежда на Христа-Спасителя. Он, прошедший трудный путь земной жизни от Вифлеемских яслей до Голгофского креста, воскрес, вознес человеческое естество на небо и возсел одесную Бога. Наше естество провел Он сим путем, чтобы все воочию видели, где кончается путь христианина, и все горели несомненной надеждой быть там и этой надеждой смягчали раны, нанесенные бедствиями настоящей жизни.
Много раз мы слышим в церкви: “Слава Тебе, Христе Боже, упование наше!” Но, может быть, потому, что мы слышим этот возглас в конце богослужения, когда наше внимание уже утомлено, или, может быть, потому, что это выражение славянское — мы до сих пор не замечали того глубокого и утешительного смысла, который ему присущ. Христос Бог назван упованием нашим, надеждой нашей!