Человек является образом и подобием Божиим, но богообщение возможно лишь в той мере, в какой этот образ не искажен грехом. Если Бог есть Источник жизни, то в состоянии грехопадения смерть становится естественным состоянием человека. Но «Что общего у света с тьмою ?» [2 Кор. 6, 14]. Православная традиция рассматривает воздаяние за грех как невыносимость падшего человека существовать в бесконечности Божией благодати. Таким образом, что для праведника является достойным венцом пути, то для грешника есть наказание. Апостол Павел характеризует действие греха в человеке следующим образом: «Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое» [Рим. 7, 21]. Жизнь человека вмещает грех как наследие ветхого Адама, но это является препятствием для соединения в Евхаристии с Новым Адамом. Причастие, как центральное таинство Церкви, в котором даруется бессмертие, становится смертельным для греха, в той же мере, в какой для него смертельна жизнь. Человек, согласно Апостолу Павлу, есть храм Духа Святаго [1 Кор. 3, 17] и будучи осквернен, этот храм нуждается в очищении и освящении. Для очищения человека, отягощенного своей греховностью, существует таинство исповеди. Святитель Филарет Дроздов определяет его так: «Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении (то есть волеизъявлении) прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом». Исповедуя свои грехи, человек отчуждает их от своей личности, показует их как иные тому истинному, что мы вмещаем в себя как образ Божий. Подготовка к исповеди и сама исповедь представляют собой коренное изменение системы ценностей личности, при котором она выходит за пределы собственной ограниченности, поставленные грехом. Это требует большой работы духа, но невыполнимо без помощи Божией. По большому счету, вся жизнь христианина есть осмысление беспомощности своей собственной личности перед грехом и одновременно признание и призвание помощи Божией в дело избавления человека. Напряженная ситуация покаяния направлена на крушение сложившихся устоев поведения личности и осознание ее несоответствия своему предназначению. В каждом человеке присутствует мерило собственного поступка — совесть. Являясь лишь функцией сознания, принадлежащего самому человеку, она не в состоянии показать причину его негативных поступков и возможности их оставить. Поэтому ее обличения не достаточно для преодоления греха. Характерной чертой ветхого Адама является его вовлеченность в падение при неумении определить губительность своего пути. В покаянии происходит отчуждение ветхого Адама в конкретном человеке, в нем человек сбрасывает с себя наслоения повседневности, и дает возможность проявиться образу Божиему. Святоотеческая традиция рассматривает путь христианина как стезю покаяния. Преподобный Ефрем Сирианин это поясняет так: «Но покаяние, как добрый врач, снимая с души мглу все, что затрудняет ее, показывает ей свет Божией благости». Это процесс внутренней работы личности, направленный на ее преображение. В наставлениях святых отцов покаяние является начальным и необходимым этапом духовного становления. Оно включает в себя ряд составляющих, таких как пост, молитва, переосмысление системы ценностей. Все это направлено на осознание собственной греховности и преодоление ветхости. В покаянии человек учится смотреть на себя со стороны и отказывается от власти над собой греховной природы. Свойственные человеку качества, поступки, заблуждения обнаруживают свою неподлинность перед Богом и это осознается кающимся. Переосмысляя таким образом свою жизнь, отказываясь от изъянов своего существования, личность становится на дорогу, ведущей к обожению.
Согласно преподобному Григорию Паламе, общение Бога и человека представляет собой соединение волений (энергий), в котором достигается освобождение Адама от рабства греху. Тогда в покаянии происходит отречение от воли к падению и направление воли к жизни во Христе. Поэтому исповедь есть одновременно и исповедание. Преподобный Ефрем Сирианин пишет: «Покаяние – поле, во всякое время возделываемое. Оно — древо жизни, воскрешающее мертвых грехами». Если совершая грех человек утрачивает способность к жизни вечной, теряя образ Вечности в себе, то покаяние восстанавливает в человеке эту способность. Преподобный Иоанн Лествичник трактует покаяние как крещение: «Покаяние есть возобновление крещения… Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни». Можно сказать, что в исповеди кающийся просит о восстановлении Нового Завета между ним и Богом. Исповедь представляет собой суд человека над самим собой перед Богом. Характерно, что этот суд происходит во времени, а значит есть возможность для исправления своего падшего состояния в соединении со Христом. Самоосуждение личности показует ее работу над очищением образа Божия в себе, это воление, направленное на воссоздание утраченного богообщения. В этом покаянном делании находит свое самовыражение опыт святых отцов. Их жизненный путь (Аз есмь Путь… [Ин. 14, 6]) свидетельствует о роли покаяния для восстановления Нового Адама в человеке. «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» [Матф. 5, 48]: воспринятие этого заповедания как основного жизненного принципа предполагает непрестанное осмысление собственной греховности и призвание Божией помощи для ее преодоления. Очищая образ Божий в исповедании грехов человек учится сопоставлять свою жизнь с волей Божией, измерять тленное нетленным. Исповедь в таком случае может быть рассмотрена как постоянное обращение к Богу, и в соответствии со сказанным «Просите, и дано будет вам» [Матф.7, 7] постепенно обретает устойчивость в преодолении греховности. Итак, в исповеди человек через самоосуждение своей греховной природы перед Богом отрицает в себе власть греха и, вслед за Апостолом Павлом утверждает: «и уже не я живу, но живет во мне Христос» [Гал.2, 20].
Подготовил: Антон Косарев
Святитель Филарет (Дроздов) Катихизис Православной Церкви. Свято-Троицкая Сергиева Лавра.-2004.-С 58.
Преп. Ефрем Сирианин. О покаянии // Добротолюбие.- Т. II.-М.: Изд-во Сретенского мон., 2004.- С. 339.
Преп. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих.-СПб.:Наука, 2004.-384 с.
Преп. Ефрем Сирианин. О покаянии // Добротолюбие.- Т. II.-Изд-во Сретенского мон., 2004.-С. 338.
Преп. Иоанн Лествичник. О покаянии // Добротолюбие.- Т. II.-Изд-во Сретенского мон., 2004.-С. 481.