Сегодня многие люди приглашают священника, чтобы освятить свои дома и квартиры. Этот обряд проводят так же с автомобилями, рабочими местами и прочей средой обитания. Но не все правильно понимают истинный смысл происходящего. Весь мир, окружающий нас, Бог сотворил благим и совершенным. Человек после грехопадения исказил это состояние бытия. При этом, создавая новые вещи, свободная личность человека-творца находится в тесном взаимодействии с Богом. Верующий человек сознает, что все его дела, любое творчество, включая и производство, является со-творчеством. Это тот дар, который человек получил от Бога-Творца. Поэтому, создавая те или иные вещи, человек посвящает их Богу. И это посвящение находит выражение в освящении вещей.
Освящением православные христиане называют обряды, которые вводятся Церковью в храмовую и личную жизнь человека, чтобы через эти обряды на его жизнь, на всю его деятельность и все окружение его жизни нисходило благословение Божие.
В основе многообразных церковных молебнов лежит желание одухотворить человеческую деятельность, совершать ее с Божией помощью и по Его благословению. Мы просим Господа так направить наши дела, чтобы они были угодны Ему и приносили пользу ближним, Церкви, Отечеству и нам самим. Просим благословить наши взаимоотношения с людьми, чтобы в них главенствовали мир и любовь, чтобы наш дом, принадлежащие нам вещи, овощи, выращенные на нашем огороде, вода из колодца через нисшедшее на них благословение Божие помогали нам в этом, защищали, укрепляли наши силы.
Освящение дома, квартиры, автомобиля или какой-либо другой вещи есть свидетельство, прежде всего, нашего упования на Бога, нашей веры в то, что ничего не происходит с нами без Его святой воли.
Церковь все необходимое для человеческой жизни освящает молитвой и благословением. Освящение квартиры изначально совершалось как благословение строительства нового дома, затем — благословение входа в этот дом. То же самое относится к освящению других вещей. Освящая машину, человек не просто создает некое новое качество этой машины, но своим актом он констатирует то, что посвящает себя, эту машину, свои дела и мысли Богу. Поэтому те люди, которые думают, что освящения машины достаточно для того, чтобы она никогда не попала в аварию или не подвергнутся штрафам от ГИБДД, должны помнить, что, освящая машину, человек освящается сам и должен соответствовать этому освящению.
Важно помнить, что автоматически освящение дома или других предметов само по себе не может спасти нас от бед и неприятностей. Святитель Феофан Затворник пишет: «Вся благодать, идущая от Бога через святой крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и другие, включая святейшее причастие Тела и Крови Христовых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».
Главное приготовление к освящению той или иной вещи заключается в осознании значения этого действия. Человек должен понимать, что Церковь не занимается магией, что никакое священнодействие не совершается автономно от человека, его принимающего. Любое священнодействие, таинство или обряд ни в коем случае не должно восприниматься потребительски, это не покупка благополучия, а всегда – просьба, моление обращенные к нашему Богу-Творцу как к Личности. Нельзя отпустить грехи человеку, который не хочет каяться. Нельзя причаститься во спасение человеку, который не принимает Причастие как Тело Христово.
Приглашая священника для освящения машины и квартиры, человек должен подумать о том, что изменится в его жизни в связи с этим событием, что он должен изменить в себе после того как вещь, принадлежащая ему, станет освященной, а он сам, быть может, находится еще только на пороге освящения. Человек должен стремиться сам переступить тот порог, который отделяет его пребывание в обыденном мире от жизни в Церкви, как единстве с Богом. Освящая дом или автомобиль, человек должен стремиться освятить себя, сохранить свою бессмертную душу. Христос встречает у храма не машину, а человека. Ко Христу можно прийти разными путями. Можно приехать на машине, можно позвать Его в свой дом. Нужно помнить о том, что именно ты в этот момент встречаешься со Христом, что Христос встречает тебя, а не принадлежащие тебе вещи.
Списка вещей, которые нельзя освящать, у Церкви нет. Но, исходя из самого смысла освящения, нельзя освящать те вещи, которые впоследствии не могут быть использованы для благой цели. Нельзя освящать заведения, в которых предаются пороку. Этот запрет существовал еще и в дореволюционной России. Отказывая в благословении местам казней и пыток, Церковь, тем не менее, освящает оружие. Оружие — это вещь, которая может быть использована как в целях зла, так и в целях добра. Освящая оружие, Церковь никогда не благословляла агрессию, насилие ради насилия, убийство ради убийства. Церковь благословляет воинов на ратный подвиг защиты своей Родины, и, прежде всего, защиты веры. По каноническим правилам Церкви воин, который убивал даже в справедливой войне, должен был в этом исповедаться и понести ту или иную епитимью притом, что Церковь сама благословляла воина на этот подвиг. Если оружие находится в руках христианина, который защищает святыни и свою Родину, то оно используется во благо, а если в руках террориста, то во зло. Церковь не освящает оружие как таковое, а только в руках воина, сражающегося за справедливость.
Подготовил иерей Михаил Поликаровский.