Священное Писание как Ветхого, так и Нового Завета изобилует свидетельствами об участии ангелов в человеческой истории. Так, для охранения пути к дереву жизни, Господь «поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся» (Быт. 3,24). Ангел удержал руку Авраама, вознесенную на заклание Исаака (Быт.22,15-17). Ангел сохранил жизнь умирающему от жажды Измаилу (Быт.21,17-19). Пророку Захарии несколько раз являлся ангел, передавая ему волю Божию и даже обращался к пророку с ходатайством о народе иудейском (Зах.1,9-19; 2,3; 3,3-6; 4,1-5). Приведенные примеры – это только незначительная часть многочисленных явлений и служения ангелов людям в Ветхом Завете.
На границе обоих заветов происходит явление архангела Гавриила священнику Захарии: «Тогда явился ему ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного» (Лк.1,11).
И в Новом Завете неизменно продолжается служение и явление ангелов людям. Ангел возвестил Деве Марии чудесное зачатие Спасителя (Лк.1,26). Ангел повелел Иосифу с младенцем Иисусом и Его матерью бежать в Египет (Мф. 2,13). Во время гефсиманского борения Бог посылает изнемогающему Своему Сыну ангела, укрепляющего Его на начинающемся пути Страстей (Лк.22,43). Ангелы возвестили совершившееся воскресение Господне и Его славное вознесение (Ин.20,12; Деян.1,10-11). Кроме этого ангелы принимают участие в людских переживаниях и находятся в постоянном единении с Церковью Божией на земле (Лк. 15,10; 16,22; 1Петр.1,12; Евр.12,22).
Сам Спаситель упоминает об ангелах объясняя притчу о плевелах (Мф.13.37-39). А говоря о Своем втором пришествии, Иисус Христос учил, что «Сын Человеческий приидет во славе Своей и Отчей и святых ангел» (Лк.9,26).
В Божественном Откровении постоянно подчеркивается служебная миссия ангелов. Об этом свидетельствует и само их название «ангел» (греч. –angelos), т. е. вестник. Оно указывает не на природу существа, носящего это название, а на род его служения. Ангелы, по апостолу Павлу, это «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр 1. 14).
Предназначение ангелов для служения Богу и людям предполагает наличие в природе ангелов таких двух свойств как: разума и силы. В соответствии с этим Священное Писание, святые отцы, а также литургические тексты употребляют по отношению к ангелам имена «умы» и «силы». Всем православным хорошо известны песнопения и богослужебные тексты: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат», «Господи сил с нами буди», «Да торжествует умов естество» и другие. Понятие об «умах» и «силах» указывает и на другую сторону служения ангелов. Они являлись исполнителями воли Божией в творении мира, ангелы исполняют волю Божию в промысле о мире, а также и во всем том, что касается суда над миром, наказания зла и поддержания добра.
Священное Писание свидетельствует, что ангелов существует бесчисленное множество. Святитель Иоанн Златоуст убежден, что есть «мириады мириад ангелов, тысячи тысяч архангелов, престолы, господства, начала и власти, бесчисленные сонмы бестелесных сил и неисповедимые роды их». Святитель Кирилл Иерусалимский, сравнивая количество обитателей мира земного с миром небесным, замечает: «Населяемая земля есть как бы точка среди этого единого неба. И объемлющее землю небо имеет такое множество обитателей, какова его широта. Небеса же небес населены несравненно большим числом. Если написано «тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем предстояли пред Ним» (Дан 7. 10), то не потому, что таково именно число, но потому, что Пророк не мог и сказать большего числа». Многие ангельские имена, лики и чины остаются неизвестными людям в их земной жизни и могут быть открыты им только после их смерти. «Есть без сомнения и другие силы,– пишет свт. Иоанн Златоуст,– которых мы не знаем по именам… Есть, конечно, ангелы и архангелы, престолы и господства, начала и власти, однакож не они одни составляют всех жителей небесных; их – целые… неисчислимые поколения, которых не может изобразить никакое слово».
Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31).
Вера Церкви в бытие ангелов, закрепленная в Символе веры, засвидетельствована и VII Вселенским Собором, который определил вместе с почитанием икон Спасителя и святых чествовать и изображения ангелов Божиих. Православная Церковь, в отличие от протестантов, запретивших молитвенное обращение к ангелам, заповедует почитать их так же, как почитаются в Церкви святые угодники, и иметь с ними молитвенную связь как со служителями Пресвятой Троицы.