Святитель Тихон Задонский
Живая вера есть дар Божий, подобный некоему божественному семени, которое сеется во время Крещения. Это и есть то семя, от которого человек называется рожденным от Бога.
Истинная вера, как искра, зажженная от Духа Святаго в сердце человеческом, разгорается теплотой любви. Эта божественная искра раздувается и разгорается с Божией помощью чтением или слушанием Божиего слова, размышлением о прежде бывших делах Божиих, молитвой, причащением Святых Христовых Таин. И проявляет себя, как доброе дерево, сладкими плодами любви: терпением, кротостью, милосердием, верностью, воздержанием, братолюбием, миролюбием и прочими христианскими добродетелями. Это плоды доброго дерева, это приметы доброго сердца, очищенного верой Христовой, это свидетели живущих не по плоти, но по духу (Рим. 8; 1).
Укрепляется и умножается святая вера причащением пресвятых Христовых Таин. «Ибо соединяющийся с Господом есть один дух с Господом», — говорит святой Павел (1 Кор. 6; 17). И Христос говорит: ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6; 56); и кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода (Ин. 15; 5). Как человеческая плоть укрепляется и растет от естественной пищи, так вера Христова, зачавшаяся в сердце человеческом, укрепляется и растет таинственной пищей святейшего Тела и Крови Христовой. Ибо Тело и Кровь Христовы – животворящие, и кто приобщается их достойно, духовно оживотворяется и исцеляется от немощей душевных.
Что светильник в доме, то живая вера в сердце человеческом. Светильник зажигается человеком; светильник веры зажигается от Духа Святаго через слышанное слово Божие: вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим. 10; 17). Когда светильник горит и сияет, в доме все ясно, и живущие в нем все видят, и ходящие не спотыкаются, и всякий делает свое дело, потому что от светильника всем светло. Так, когда светильник веры сияет в сердце, человек все духовное ясно видит: Бога невидимого – как видимого, и прочее невидимое – как видимое, и творит дела, достойные христианского звания. Когда нет светильника – в доме темно, и когда нет светильника веры в сердце человеческом там тоже только тьма и всякое заблуждение.
Вера подлежит многим искушениям, посреди толиких бедствий нужно ее беречь и хранить, как душу свою или жизнь, или еще более. Ибо должны мы и жизнью нашей пренебречь при случае, чтобы сохранить веру. Ибо если душу или жизнь ради веры погубим, то обретем жизнь вечную в будущем веке, как говорит Христос: кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8; 35).
Где нет любви, там нет веры.
Подготовила Косарева Светлана