Не плати злом за зло.

Не плати злом за зло.

Воздаяние обидой за обиду не только не уничтожает содеянного
зла, но и не останавливает распространения зла, даже, бывает, усиливает его.
Гнев гневом не врачуется.

Какое жалкое состояние – платить ненавистью за ненависть и
обидой за обиду? Что если враг сильнее тебя? К чему тогда послужит твое желание
отомстить? Разве к ускорению твоей погибели? И при равных силах чего ожидать,
если не взаимного падения и бедствия? Наконец, хотя бы он был и не в состоянии
противостоять тебе, разве менее опасно тайное коварство, нежели открытое
нападение? А терзающие заботы, ухищрения, замыслы, а предприятия, обращающиеся
на собственный вред, а мучительные мысли, даже о предполагаемой своей удаче, и
еще мучительнейшие об удаче противника и, наконец, сама удача, сопровождаемая
великими угрызениями совести, а иногда и всеобщим презрением? Ах, сколько
терзаний претерпевает ненавидящее сердце – оно есть ад на земле, пламя
геенское.

Не смущайся и не раздражайся на ближнего своего, если
слышишь от него укоризну себе. Размысли, справедлива ли она? Если
несправедлива, то стрела пролетела мимо тебя; от чего же тебе быть больным,
когда ты не ранен? Если же справедлива, то не сетуй на укорителя, как на врага,
который наносит рану, но благодари его, как врача, который открывает ее и
побуждает тебя к уврачеванию ее. Не раздражайся, если получил от него и обиду,
делом нанесенную. Размысли, что лучше, обидчиком ли быть или обиженным? Без
сомнения, лучше быть невинным, нежели виновным. Размысли и о том, лучше ли
раздражаться или терпеть? Раздражение может сделать вдруг и виновным, и более
прежнего несчастным; напротив того, терпением и непорочность сохраняется, и
несчастие уменьшиться может.

Добрая победа не в том состоит, что ты сделал зло врагу, но
в том, что враг не мог сделать истинного зла тебе.

На порицание лучше отвечать кротостью, нежели порицанием.
Чистой водой надобно смывать грязь. Грязью грязи не смоешь.

Худые слова всего лучше опровергать хорошими делами. Услышав
слово, осуждающее и порицающее ближнего, остерегись, чтобы через слух не
принять участие в грехе чужого языка. Не прилагай сердца к словам, которые
вреднее для осуждающего, нежели для осуждаемого.  

По материалам проповедей Святителя Филарета, Митрополита Московского и Коломенского.

Подготовила Косарева Светлана