Святая блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII века. Отца ее звали Григорием, имя матери неизвестно. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Федоровичем Петровым, и жила с ним в Санкт-Петербурге. Но счастливое супружество оказалось недолгим, на двадцать шестом году она стала вдовою. Этот неожиданный удар так сильно поразил Ксению Григорьевну, что она сразу как бы забыла все земное и человеческое, все радости и утехи, и вследствие этого многим стала казаться сумасшедшей, лишившейся рассудка. Она раздала все свое имущество бедным, а дом подарила своей хорошей знакомой, Параскеве Антоновой, с условием давать в нем приют беднякам.
Родные Ксении пытались помешать ей в этом «безумстве», но начальство ее умершего мужа после разговора с Ксенией убедилось, что она совершенно здорова, а потому имеет право распорядиться своим имуществом, как ей угодно. Святая Ксения, освободившись от всех земных попечений, избрала для себя тяжелый путь юродства Христа ради. Облачившись в костюм мужа, она стала всех уверять, что ее муж вовсе не умирал, и уже потом никогда не откликалась, если ее называли Ксенией Григорьевной, и всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Федоровичем. Эти странности не были связаны с потерей рассудка, а лишь означали полное презрение к земным благам и человеческому мнению, ставящему эти блага в центр бытия. Какого-либо определенного местожительства Ксения не имела. Она скиталась среди бедняков Петербурга в районе прихода церкви Святого апостола Матфея. Ей стали предлагать теплую одежду и деньги, но Ксения ни на что не соглашалась променять свои лохмотья и всю свою жизнь проходила в красной кофточке и зеленой юбке или наоборот — зеленой кофточке и красной юбке. Очевидно, это были цвета военного обмундирования ее мужа. Также известно, что некоторые из родных Ксении хотели устроить ее у себя и снабдить всем необходимым для жизни, но блаженная отвечала им: «Мне ничего не надо». Она была рада своей нищете и, приходя куда-нибудь, порой замечала: «Вся я тут». Когда одежда ее покойного мужа истлела, Ксения оделась в самую бедную одежду, а на ногах стала носить рваную обувь без чулок. Странный убогий костюм женщины, ее иносказательные разговоры, ее полная кротость, незлобие нередко давали злым людям повод глумиться над блаженной. Она же все эти поношения сносила безропотно. Постепенно к этим странностям привыкли. Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей «царя на коне» (копейки с изображением всадника) и тотчас же отдавала все деньги таким же беднякам, как и сама она. Изредка Ксения заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать. Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным. Этим в итоге заинтересовалась и петербургская полиция, и оказалось, что Ксения в любое время года и любую погоду уходила на ночь в поле и здесь в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны.
Когда на Смоленском кладбище начали строить церковь, рабочие стали замечать, что ночью во время их отсутствия кто-то приносит на верх строящейся церкви целые горы кирпича. Рабочие решили узнать, кем мог быть этот неутомимый работник, и оказалось, что это была Ксения. За великие ее подвиги и терпение Господь еще при жизни прославил свою избранницу, а петербургские жители любили ее, потому что она презрела земное ради Царства Небесного. Если Ксения входила в чей-либо дом, это считалось благословением. Матери радовались, если она поцелует ребенка. Извозчики просили у блаженной позволения не- много провезти ее, так как после этого выручка была обеспечена на целый день. Торговцы на базарах старались дать ей калач или какую-нибудь еду. И если блаженная Ксения брала что-либо из предложенного, то весь товар быстро раскупался. Ксении был дар прозрения сердец и будущего. Накануне Рождества 1762 года она предрекла кончину императрицы Елизаветы Петровны, когда гуляла по городу со словами: «Пеките блины, завтра вся Россия будет печь блины». За несколько дней до убиения царственного юноши Иоанна VI (праправнука царя Алексея Михайловича), который в младенчестве был провозглашен русским императором, блаженная плакала и повторяла: «Кровь, кровь, кровь». Через несколько дней после неудачного заговора Мировича юный Иоанн был убит. Однажды Ксения пришла в дом бедняков, где была взрослая девица. Повернувшись к девушке, она сказала: «Ты тут кофе распиваешь, а муж твой на Охте жену хоронит». Через некоторое время эта девушка действительно вступила в брак с вдовцом, который в тот момент хоронил свою первую жену на Охтинском кладбище… На семьдесят первом году земной жизни она скончалась. Тело ее было погребено на Смоленском кладбище. С тех пор у ее гроба стало совершаться много знамений.
Праведница не переставала и не перестает оказывать сострадательную любовь всем, кто с верою призывал ее, и известны многие случаи ее помощи страждущим и находящимся в безвыходном положении. К одной помещице под Псковом приехал погостить родственник из Петербурга и рассказал, как почитают в столице блаженную Ксению. Под влиянием его рассказа помещица перед сном помолилась об упокоении ее души. Ночью ей приснилось, что Ксения ходит вокруг ее дома и поливает его водой. Утром в усадьбе загорелся сарай, но огонь не распространился дальше и дом остался цел… Над могилой блаженной Ксении на Смоленском кладбище в 1902 году по проекту архитектора Всеславина была построена каменная часовня, которая и сегодня является одной из святынь Санкт-Петербурга. В 1940 году власти города решили закрыть часовню Ксении Петербуржской. «Мотивировалось это тем, что на стенах часовни появлялось множество надписей-просьб: «Дорогая Ксения Блаженная, помоги сдать зачеты», «Помоги поступить в вуз», «Умилосерди сердце прокурора» и даже «Помоги сдать зачет по истории партии». Последнее особенно возмутило некоего С.Е. Максимова, подавшего в исполком заявление о немедленном закрытии часовни», — пишут исследователи в книге «Исторические кладбища Санкт-Петербурга». Эту «просьбу трудящихся» удовлетворили: часовня была закрыта, иконы сожжены. Один из инспекторов, руководивший этим разграблением, лично сжег икону с изображением блаженной Ксении. К счастью, саму часовню не снесли, и сюда продолжали приходить люди, надписи с просьбами продолжали появляться еще многие годы. После войны часовню вновь открыли, но в 1960-м — закрыли и приспособили под скульптурную мастерскую. Прошло еще четверть века, прежде чем часовню вернули верующим: 10 февраля 1987 года ее освятил митрополит Алексий. А в 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви блаженная Ксения Петербуржская была причислена к лику святых.
Иерей Максим Плякин.