Великомученик Димитрий родился в городе Солуни в Греции. Родители, тайные христиане, крестили его и наставили в вере. Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца проконсулом Фессалоникийского диоцеза. Император потребовал от новоназначенного правителя, чтобы он истреблял христиан в своей области, но Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере. Императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий — христианин.
Возвращаясь из похода против причерноморских племен, Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. По приказу императора святого заключили в темницу, а после совершенного по его молитве чуда стража пронзила Димитрия копьями. Тело святого выбросили на съедение зверям, но фессалоникийские христиане тайно предали его земле. В правление святого императора Константина Великого (324-337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, а через сто лет были обретены его нетленные мощи, от которых истекло благовонное миро (это чудо совершается и в наши дни), почему в церковных песнопениях великомученик именуется Мироточцем.
Святитель Феофил, архиепископ Новгородский, был последним из владык Новгородских, избранных на вече. До возведения в сан архиепископа он подвизался ризничим в Отенской пустыни. Об избрании его так повествует летопись: «Утром 15 ноября 1470 года раздался благовест Святой Софии, в последний раз призывающий новгородцев приступить, по древнему обычаю, к избранию архиепископа Великого Новгорода и Пскова. Посадники новгородские и тысяцкие и весь Великий Новгород стал вечем у Святой Софии; и избра Бог у Святой Софии Премудрости Божией служителя своему престолу, а Великому Новуграду — преосвященного архиепископа, и осташе на престоле жребий Феофилов…».
Состояние новгородского общества летописцы сравнивали тогда с морем во время бури… Трудно было святителю управлять своей паствой. Посадница Марфа Борецкая и ее приверженцы вооружали и возмущали народ против великого московского князя Иоанна Третьего, а монах Пимен, сторонник Борецких, разжигал в пастве ненависть к Новгородскому архиепископу.
Некоторые из новгородцев склонялись перейти на сторону Литвы, изменив московскому князю, и готовы были пойти на вероотступничество. Святитель Феофил останавливал мятежных новгородцев: «Не изменяйте Православию или не буду пастырем отступников, уйду назад в смиренную келлию, откуда извлекли вы меня на позорище мятежа». Сохранилась отреченная грамота святителя, написанная в 1479году. Однако ослепленный народ не внимал словам пастыря: между Новгородом и Москвой разгорелась междоусобная война. Неоднократно разбитые новгородцы принуждены были просить пощады. И тогда Феофил был их заступником. Многие новгородские бояре обязаны ему своим освобождением из литовских темниц.
В 1480 году святитель Феофил был отправлен Иоанном Третьим в заточение в Московский Чудов монастырь. По преданию, когда святитель Феофил лежал больной в Чудовом монастыре, во сне явился к нему Новгородский святитель Нифонт, похороненный в пещерах преподобного Антония Печерского, и напомнил об обещании поклониться Печерским чудотворцам. Архиепископ отправился в Киев и уже приближался к Днепру, как болезнь его усилилась, и он получил откровение, что хотя не дойдет живым до святых пещер, но тело его упокоится в них. И это исполнилось.
Честные мощи его ныне покоятся в Дальних (Феодосиевых) пещерах Киево-Печерской лавры. Память святителя Феофила Печерского, архиепископа Новгородского, совершается особо 8 ноября, а также с Собором Дальних пещер 10 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста, с общим Собором Киево-Печерских отцов.
Статья подготовлена иереем Максимом Плякиным.