Рожество Пресвятой Богородицы

Рожество Пресвятой Богородицы

 

            В Своем Евангелии Господь и Бог наш говорит: Когда наступает время младенцу родиться, то бывает скорбь: когда же родится — пребывает одна радость, ибо новая жизнь вошла в мир… И когда рождается ребенок, окружающие дивятся: какова будет судьба этого младенца? Рождение младенца — только первый день его; какова будет долгая чреда дней, составляющих человеческую жизнь? И каков будет последний день, который подведет итог всему, что было жизнью этого человека?

            Сегодня мы празднуем рождение Божией Матери, и наша мысль обращена к Ней. Она родилась — снова, как говорит Евангелие, — не от хотения плоти и не от хотения мужа; Она родилась от Бога. Она родилась как последнее, заключительное звено длинной цепи людей, мужчин и женщин, которые на протяжении всей человеческой истории боролись: они боролись за чистоту, боролись за веру и полноту, боролись за цельность, боролись, дабы на первом месте в их жизни был Бог, и они поклонились бы Ему в истине и послужили Ему со всей верностью. В этом длинном ряду людей были и грешники, в жизни которых, может быть, была только одна черта, искупающая их существование; были в нем и святые, в чьей жизни едва сыщется какой недостаток. Но всем им приходилось бороться, и у всех них одна черта была общей: они боролись во имя Божие — против самих себя, не против других — для того, чтобы восторжествовал Бог. И постепенно, из столетия в столетие, они подготовили Наследницу своего рода, Которая должна была родиться, как и всякий младенец, в ряду добра и зла, греха и святости, но была бы таким ребенком, который изберет добро с самого начала и будет жить в чистоте и во всецелой верности своему человеческому величию…

            Сегодня родилась Божия Матерь; сегодня начинается преодоление того разделения, которое существовало между Богом и человеком с момента падения; родилась Та, Которая станет Мостом между Небом и землей; Та, Которая станет Дверью Воплощения, дверью, раскрывающейся на Небо. Будем радоваться сегодня, ибо начало спасения пришло; станем думать о Ней с лаской, дивиться на Нее и просить Ее научить нас — может быть, не уподобиться Ей, потому что большинство из нас не может на это надеяться, но — любить Ее с благоговением, поклоняться Ей так, чтобы стать достойными быть одного с Ней рода: рода человеческого, от которого родился Бог, потому что Она явила такую совершенную верность.

Родители Пресвятой Богородицы были святые Иоаким и Анна, из еврейского народа, люди благочестивые. Они жили в галилейском городе Назарете. Иоаким происходил из царского Давидова рода, а Анна из священнического Ааронова. Они дожили до старости, не имея детей. Не иметь детей считалось тогда у евреев немилостию Божиею, и поэтому Иоаким и Анна тяжко скорбели, но не отчаивались и моли лись, чтобы Господь дал им детей, как даровал сына Аврааму и Сарре в старости. Они обещали, что если Бог даст им дитя, то они посвятят его Богу, т.е., как было тогда в обычае, отдадут его в храм для служения, до совершеннолетия. Наконец Господь отозвался на молитву праведных Иоакима и Анны и даровал им дочь. Но наперел еще раз испытал их терпение. Однажды Иоаким пришел в храм и принес дар. Священник не принял от него дара и сказал, что он недостоин, чтобы был принят дар его, потому что бездетен: а бездетством верно наказан за какие нибудь грехи. «Не пойду домой, — сказал Иоаким, — а пойду и пустыню и буду там молиться и поститься, пока Бог не обещает мне детей». Также была огорчена и Анна. Служанка упрекнула ее такими словами: «Тебя и Бог не любит, не дает тебе детей». В скорби вышла она в сад и села под деревом. На дереве увидала она птичье гнездо с птенцами. Это еще больше огорчило Анну. «Вот и у птиц есть дети, а у меня их нет», — сказала она и заплакала. Тут Ангел явился ей и сказал: «Бог услышал вашу молитву. Он даст вам дочь, о которой возрадуются все люди. Ступай домой». Анна пошла и встретила мужа, и они пересказали друг другу, что Бог чрез Ангела обещал им дочь, и возблагодарили Бога. И действительно, через год родилась у них дочь. Они назвали ее Мариею.

В статье использованны материалы проповедей Митрополита Сурожского Антония (Блума)

Статья подготовлена диаконом Максимом Плякиным и Сущенко Дмитрием.

Рожество Пресвятой Богородицы