Что »мешает» молодежи прийти в Православную Церковь

Что ''мешает'' молодежи прийти в Православную Церковь

Сейчас часто высказывается мнение о том, как трудно стать православным из-за того, что Православная Церковь устарела, закоснела в своих обычаях, застыла в средневековье… Как обидно бывает православным слышать в свой адрес обвинения в том, что они отстали от жизни и с ними невозможно общаться! И тем не менее, огромная часть наших соотечественников ищет Истину, пытается понять смысл жизни, узнать, что ждет их после смерти… Многие из них говорят: "я стал бы православным, но…" Эти "но" — последствия далеко не всегда верного восприятия Церкви обществом, своеобразные "мифы", навязанные светскому обществу за годы советской власти. В большинстве случаев отдельные члены Церкви оказываются "заложниками" этой мифологии, будучи вынуждены объяснять несоответствие верной себе Церкви сложившимся стереотипам. Давайте немного поговорим о некоторых из них:

Миф 1: Христиане должны быть мирными и терпеть обиды, а Православная Церковь сейчас нападает на многие религиозные учения, обзывая их "сектами", так как они могут быть ее конкурентами.

Христиане действительно должны помнить слова Спасителя: "…не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую… любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…" (Мф. 5, 39, 44). Таким образом, христианин не ответит на обиду, нанесенную лично ему, но он может и должен защищать (не насильственными методами, разумеется) своих братьев и, тем более, свою Церковь. Учения, называемые Церковью сектантскими, представляют опасность для жизни и здоровья людей. Долг христиан — предупреждать об этом. В нашей стране опасность сект наглядно показали "Белое братство" и "Аум синрикё". "Конкуренции" Церкви сектантские учения составить не могут — как может образовавшееся 10-15 лет назад малочисленное движение составлять серьезную конкуренцию многомиллионной Церкви, которой уже две тысячи лет?

Миф 2: Церковь обирает своих прихожан, священники живут богато, хотя ничего не делают.

В Православной Церкви (в отличие от многих псевдохристианских культов) нет обязанности жертвовать определенную часть своих доходов, в Церкви нет расценок на церковную продукцию: сумма, указанная возле, например, книги — это рекомендуемая сумма пожертвования, покрывающая расходы на издание этой книги. В Церкви нет жестких расценок на исполнение священником каких-либо "треб" (Крещения, Венчания, отпевания, молебна, освящения квартиры или автомобиля и т. п. услуг, для исполнения которых требуется священник). Священник не имеет права требовать за оказанную услугу какую-либо сумму, он не имеет права отказаться совершить требу, если человеку нечем заплатить за нее. Если священник поступает так, он не прав. Конечно, доход священника в значительной своей части состоит из платы за оказанные услуги, поэтому не платить за требу, если есть такая возможность, означает оставить нелегкий труд священника (он действительно нелегкий, люди более близкие к Церкви это знают) без вознаграждения.

Миф 3: Церковь сотрудничает с властью: до революции и в Советское время священники доносили на своих прихожан, а сейчас лебезят перед правительством.

Несмотря на приказ императора Петра I о том, что священник обязан донести правительству, если ему на исповеди будет открыто о совершенном преступлении, ни одного случая исполнения этого приказа не зафиксировано в сохранившихся документах. Как ни искали историки советского времени, желая дискредитировать Церковь, такие доносы, ни одного исторического примера они привести не смогли. В Советские годы были отдельные случаи недостойного поведения священников, согласившихся по каким-либо мотивам сотрудничать с органами НКВД и КГБ. Но еще больше их отвергло такие предложения: в советские годы было казнено (не считая умерших в тюрьмах и лагерях) 360000 священнослужителей. Сейчас Церковь отделена от государства, но поддерживает с ним партнерские отношения в тех сферах, в которых это необходимо: по вопросам духовного воспитания и образования, проблемам преодоления алкоголизма, наркомании, высокой смертности, большого количества разводов и абортов, по вопросам защиты от тоталитарных сект.

Миф 4: Церковь слишком консервативна, она не хочет меняться, а простому человеку, зашедшему в храм, ничего не понятно.

Церковь в учении своем действительно не меняется — если она сделает это, то, во-первых, будет противоречить своему Основателю — Христу, а во-вторых, пытаясь "подстроиться" под моду, будет противоречить самой себе. Церковь использует при богослужении церковнославянский язык, потому что он не является сейчас разговорным — люди на улице не ругаются на нем, не решают мелкие бытовые проблемы, как на современном русском языке. Церковнославянский язык остается для общения с Богом, и некоторые его выражения понятны даже совсем не знакомому с ним человеку (например, "Господи, помилуй!"). В то же время, Церковь не запрещает незнакомым с церковнославянским языком молиться и читать Библию на русском языке (Библия и Молитвословы в русском переводе достаточно распространены). Проповеди читаются священниками на русском языке, лекции в Православных лекториях, каких немало, в том числе, читаются на русском.

Миф 5: Православная Церковь для одних "бабушек", прогрессивная молодежь не верит в "эти сказки". Православная Россия никогда не станет прогрессивной страной.

  В православных храмах сейчас много молодежи, существуют православные студенческие братства, православные патриотические организации. Из известных людей Православие исповедуют, например, музыканты Юрий Шевчук, Константин Кинчев, Николай Расторгуев, писатели Виктор Астафьев, Олеся Николаева, актер Валерий Золотухин, политики Эдуард Россель и Владимир Путин. Величайшие ученые, такие как, например, Ломоносов и Павлов, были православными. Поэты Пушкин и Цветаева в стихах выражали свое восхищение Божественной истиной. В США пять миллионов наших единоверцев, Болгария, Греция, Белоруссия, Румыния — православные страны.

иерей  Максим  Плякин

Что ''мешает'' молодежи прийти в Православную Церковь