«Иже херувимы тайно образующе…» Это песнопение, сопровождающее Великий Вход на Литургии, многим хорошо знакомо, многие знают его наизусть. Есть лишь несколько дней в году, когда церковный Устав предписывает в этот, один из самых торжественных моментов Литургии, воспевать иную песнь. И один из этих дней — Великий Четверг. В этот день Церковь вспоминает само установление Литургии. В этот день Спаситель взял в Свои руки хлеб и обратился к Своим ученикам со словами: «Возьмите и ешьте, потому что это — Мое Тело», взял чашу с вином и сказал: «Все пейте из нее, потому что это — Моя Кровь Нового Завета, за вас и за многих проливаемая во оставление грехов». И вот вместо привычной Херувимской мы слышим пение молитвы, которую привыкли повторять перед Причастием: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий…»
Но многие ли задумываются над пронзительным смыслом этих слов? Многие ли осознают, что мы не повторяем Голгофскую жертву, не вспоминаем Сионскую горницу, в которой когда-то, много веков назад, собрались ученики галилейского раввина? Многие ли слышат это короткое слово — днесь? Не когда-то, не в нашей памяти, а прямо сейчас — прими нас участниками Твоей Тайной Вечери! Ради нас Господь обращает само время. И мы стоим среди Апостолов, мы слышим обращенные к ним (и к нам) слова Иисуса Назарянина, нам в уста преподает Распятый и Воскресший Спаситель Свои Тело и Кровь. Здесь и сейчас мы трепещем и боимся вместе с Апостолами — ведь Бог дает нам Свое человечество, нераздельно и неизмененным соединенное с Его Божеством.
И здесь и сейчас для каждого из нас решается — как мы подойдем к Чаше Тайной Вечери. Ведь среди Апостолов за столом сидел и Иуда — и сребролюбец и вор тоже получил в свою душу огонь. Но огонь этот не очистил, а сжег его душу: вор стал провокатором и самоубийцей. А на кресте рядом с Иисусом висел разбойник. Предание свидетельствует, что к смертной казни его приговорили за бандитизм и множественные убийства. Не по локоть, а, пожалуй, и по самые плечи были его руки в крови. Но с его губ слетает лишь одна фраза: «Господин, вспомни обо мне, когда Ты придешь в Своем Царстве!» На последнем дыхании что-то увидел этот душегуб. Что-то вспыхнуло в его душе. Не о помиловании он просит — лишь о том, чтобы о нем вспомнил Страдающий Праведник. И Христос говорит ему: «Сегодня же ты будешь со Мною в раю!». Святой Феодор Студит, размышляя о прощении разбойника, воскликнул: «Покаяние разбойника украло рай!» Настолько необычным, настолько невместимым для нашего так называемого здравого смысла было это обещание Христа. Но обещание это прозвучало.
Так пусть и каждый из нас спросит себя: как я подхожу к моему Избавителю? Готов ли я облобызать Его, как лукавый ученик, или припасть к Нему, не надеясь на почести, но лишь прося о том, чтобы и меня вспомнил в Царствии Своем Истинный наш Царь? Господи, помяни и нас во Царствии Своем!
иерей Максим Плякин