Большой праздник — Богоявление или Крещение Господне отмечается 6 (19) января и относится к двунадесятым праздникам Православной Церкви, имея строго определенное число месяца – это непереходящий праздник. На Богоявлении заканчиваются святочные вечера, длившиеся двенадцать дней. Вот что об этом событии пишется в Евангелии от святого Марка (1, 9-11): «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Иисус, Своим Крещением, принимая его от Иоанна, говорит нам о том, что Он пришел соединиться со всеми нами грешными, которые нуждаются в прощении и спасении; став одним из нас, Он вводит нас в свою безгрешную жизнь, «берущий на себя грехи мира» (Иоанн Креститель). Иисус Христос еще раз показывает всему народу людскому, что Он пришел не судить или осуждать. Он пришел для того, чтобы помочь нам достигнуть совершенства жизни. Через Крещение Иисуса Христа для нас открывается путь к общению с Богом.
Значимый день, предшествующий Богоявлению – Навечерие Богоявления или Богоявленский вечер, празднуемый 5 (18) января. В Навечерие Богоявления верующие христиане постятся, а трапеза, следовавшая после, по сравнению с трапезой перед Рождеством, строже и скромнее. До Навечерия все жилые помещения, хозяйственные постройки тщательно вымывают, убирают от мусора. Все это делается для того, чтобы все чистое окропить принесенной из церкви с праздничной службы освещенной водой.
Навечерие Богоявления подводит к завершению колядования. Христиане, с верую в душе в святую воду, идут к речкам и озерам и, несмотря даже на сильные морозы, окунаются в прорубь.
В народе праздник Богоявления называют еще и Водокрещи. По традиции, в Богоявление освещают любую воду, речную или озерную. Для подступа к воде пробивают большой прорубь, имеющий название Иордань.
Вокруг проруби священники и местные жители совершают крестный ход, служат молебен. Освещенная вода считается целебной. По древнерусским традициям и верованиям, во время двенадцати святочных дней по земле ходит новорожденный Бог. И любой труд в эти дни считается грехом. Именно в святочные дни люди считают это время как духовное общение земли и неба, людей и Бога, поэтому не стоит отвлекаться от духовного на заботы.
Явление Бога сопровождается чудесными знамениями, в силу вступают самые мощные стихии, и человеку это дано видеть и знать. Особенно эти стихии можно видеть в ночи Рождества и Крещения. Так же считается, что в крещенскую ночь вода приходит в движение, как бы в память о Крещении Иисуса Христа. И сила воды становится чудодейственной.
С Божественной помощью воды излечивались больные, воду давали пить детям. В древности народ веровал, что на Богоявление светит солнце, а в крещенскую ночь открывается небо, что символизирует открытое общение с Богом.
В нашем мире все становится дорогой к Богу, общения с Ним, возрастанием и совершенствованием в этой обильно живой и вечной жизни.
Пришествие Бога к своему творению торжественно празднуем мы в радостный и светлый день Богоявления!
18 и 19 января в нашем храме после Божественной Литургии будет совершаться Великое освящение воды.