Рождественская ночь

Картинки по запросу икона рождество христово

Завершился долгий пост и мы встречаем Светлое Рождество Христово. Важно правильно понимать, чему мы радуемся, когда отмечаем этот великий двунадесятый праздник: предвечно рожденный Сын Божий приходит в мир как человек, и мы понимаем, что наша природа нашла свое место в центре этого праздника. А потому в событии Рождества мы осознаем свою сопричастность празднику не только по радости, но и по естеству, отныне подлежащему обожению. Как сказал блаженный авва Зосима, «Бог Слово, воплотившись, великую даровал благодать уверовавшим и верующим в Него». Пришествие Спасителя в мир является поистине непостижимым событием, в котором Бог выступает как Промыслитель и Спаситель, бессмертная божественная природа Которого воспринимает и исцеляет смертную человеческую. Можно сказать, что Рождество – это испечение хлеба, предназначенного для первой Евхаристии, так как в мир являются Его Плоть и Кровь, о которых Он сказал: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое …» и «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов…» [Матф. 26, 26, 28]. Это те самые Плоть и Кровь, которым надлежит умереть и воскреснуть. Празднуя Рождество Христово, мы принимаем Хлеб Евхаристии в мир. Если Церковь – это Тело Христово, то строительство Церкви происходит в Рождестве.

С Рождества Христова начинается новый отсчет в человеческом существовании. Бог, избавляя человека от власти греха, соединяет Свою природу с человеческой. Отныне человек не только несет образ и подобие Божии, но и сама человеческая природа нашла сочетание с природой Бога. В Рождестве Вечное смыкается с преходящим. Когда человек смог увидеть Бога, становится возможной иконопись. Если посредством рождения первородный грех передается из поколения в поколение, то Рождество Христово прерывает человеческий путь в бездну. Человек, начинает вспоминать, Чей образ он в себе несет и старается самовыразить себя в божественном. Греховность рассматривается как потеря человеком пути, заповеданного Богом, а потому исцеление греха дается через возвращение к Богу.  Бог наделяет Себя свойствами твари, местом их соединения становится Христос, а временем – Рождество. Свобода Бога и свобода человека, постоянное и временное, ветхое и новое смыкаются только во Христе. В Нем же падшее естество получает смысл существования.

Если рождение божественной природы Бога Слова происходит в вечности, то в Рождестве Он усваивает природу человеческую. Преподобный Максим Исповедник пишет: «Господь наш Иисус Христос, естеством Бог сый и человеком соделаться благоволиши по человеколюбию, родившись от Жены, был под законом, по Божественному Апостолу, чтобы, соблюдши заповеди, как человек, уничтожить древнюю Адамову клятву» Поэтому праздник этот повествует не только о значении Божественного Промысла, но и о необходимости усвоения человеческого естества в деле Спасения. Это праздник божественный и одновременно праздник человеческий. Человек приходит в мир, наследуя первородный грех и его проявления: страдания, болезни, подверженность страстям. Бог приходит в мир и перекладывает на Себя крест последствий первородного греха, на человеке же остается бремя преодоления личного греха. Поскольку же ныне человеческая природа соединена с божественной, то и эта задача облегчена в соответствии со сказанным: «просите, и дано будет вам» [Матф.7, 7]. По преподобному Григорию Синаиту «Предел Православия есть чисто ведать два догмата веры – Троицу и двоицу: Троицу неслиянно и нераздельно созерцать и ведать, двоицу – два естества во Христе в едином лице, то есть единого Сына исповедать и прежде воплощения, и по воплощении, в двух естествах и волях, божеской и человеческой, неслиянно славимого.

Понимание Бога и человека в христианстве основано на представлении о личности, а потому их общение – всегда личностное. Следует отметить, что личность Девы Марии становится важным критерием Ее избрания в дело Спасения человека. Богородица, неся, как и все люди, печать первородного греха, не имела грехов личных, обусловленных свободной волей человека, а потому Царствие Божие обнаружилось внутри Нее. Само Спасение – есть расширение личностного пространства человека до возможности узнать в нем образ Божий. В Спасении Бог обновляет личностное начало человека, соединяя с ним Свою природу. Сопричастность человека Рождеству являет себя в определении человеческой личностью своей греховности и, тем самым, отчуждения последней. В отделении греха от человека проявляется развитие личности. Спасение представляет собой общение Личности Спасающей и личности спасаемой. Общение это происходит в Церкви.

Если после грехопадения человек одевается в кожаные ризы, то в Рождестве Христовом в эти ризы одевается Бог. Рождество Христово есть восстановление поврежденной грехом человеческой телесности, предполагающее отказ от господства всего греховного в человеке и облачение его в Вечность. События Спасения показывают, что восстановление человека в человеке возможно лишь через воссоздание человека в Боге. Первым человеком, восстановившем в Себе человеческое естество, стал Бог. Отсюда берет свое начало традиция христианской жизни, в которой падший человек, учась подражать Христу, воссоздает в себе образ нового человека. Но даже в постижении азов христианской жизни человеку уже даруется ее результат – соединение со Христом в Евхаристии. Рождество Христово есть освящение Божественной природой человеческого естества.                                                                                                              

Итак, верное понимание Рождества определяет возможность нашего участия в литургической жизни Церкви, а ключом к этому участию является следование святоотеческой традиции.