Суббота 5-й седмицы – Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота акафиста).

Суббота 5-й седмицы – Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота акафиста).

Суббота 5-й седмицы Великого поста по воспоминаемым событиям и Богослужению выделяется из ряда других суббот. В состав Богослужения этой субботы входит торжественное пение на утрени (в пятницу вечером) акафиста Божией Матери, отчего и сама служба именуется «Похвала Пресвятой Богородицы». Среди Великого поста, когда мы слышим строгие покаянные молитвы, когда не принято читать акафисты, Церковь внезапно расцветает благоуханием Похвалы Божией Матери. Она не находит слов, чтобы выразить свою любовь, свое благоговение перед Пречистой Девой Марией, Божией Матерью, размышляя о Ее девстве и о Ее материнстве, о тайне человеческой личности Ее – Самой святой из всех людей, Самой близкой ко Господу. Святость человеческого естества измеряется степенью его близости ко Господу. Никто так, как Она, в роде человеческом не послужил тайне искупления. По мысли святых Отцов, Богородица – единственный достойный дар, принесенный человечеством Своему Творцу. Своим непостижимым соединением со Христом Она сподобилась быть Матерью Божией.

В тайне девства и материнства открывается нам Ее служение всему роду человеческому. Спаситель со Креста в лице Своего любимого ученика апостола Иоанна Богослова усыновляет Ей всех нас: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!» (Ин. 19, 26-27). Как может не ликовать наше сердце, слыша такие слова! Она наша духовная Мать, Она предстательствует за всех нас пред Богом, как родная мать всем сердцем переживает за свое дитя. Поэтому, наверное, так славится Божия Матерь безчисленными Своими чудотворными иконами, через которые Она спешит к нам на помощь, когда решаются судьбы народа, судьбы нашей Церкви.

Поводом же к установлению Похвалы Божией Матери послужили исторические обстоятельства в жизни православных греков. В синаксаре этого дня отмечено, что празднование установлено в честь неоднократного избавления Константинополя от нашествий арабов, персов и скифов по молитвам Пресвятой Богородицы, Которая всегда считалась заступницей, особой покровительницей Константинополя. Однако строение и содержание богослужения, очень мало связано с какими бы то ни было военными победами, с празднованиями по этому поводу. Очень много в содержании богослужения посвящено Благовещению Пресвятой Богородицы, много текстов посвящено именно этому событию. По содержанию акафист делится на две части: историческую, в которой излагается история воплощения и первых лет жизни Сына Божия, и вероучительную, изображающую в кондаках таинство воплощения, а икосах величие Божией Матери. По образцу этого акафиста составлено много других, посвященных великим праздникам, чудотворным иконам и почитаемым святым. Они часто читаются на молебнах в храмах и в домах верующих, но церковным уставом к богослужению предназначен только один – древнейший, поемый в субботу 5-й седмицы Великого поста.

Благочестивые христиане проводят время поста в молитвенных подвигах воздержания и борьбы со своими страстями и похотями, с многообразными искушениями. Нетрудно в столь продолжительное время пасть духом, изнемочь телом. И вот Святая Церковь, желая поддержать своих верных чад, напоминает им о чудной помощи и предстательстве за нас грешных Божией Матери. «Молитесь, братия мои, Матери Божией, когда буря вражды и злоба восстанет в доме вашем. Она, всеблагая и всеблагомощная, удобно и преудобно может умирить сердца человеческие. Мир и любовь от единого Бога происходят, как от своего Источника, а Владычица – в Боге, едино с Богом, и, как Матерь Христа – Мира, ревнует и молится о мире всего мира, паче же – всех христиан. Она то имеет всеблагомощие манием своим прогонять от нас духов злобы поднебесных, и всем, с верою и любовию притекающим в державный покров Ее, подает скоро, быстро, мир и любовь. Ревнуйте и сами о сохранении веры и любви в сердцах своих; …будьте всегда сами усердными и благоговейными чтителями Матери Господа Всевышнего», – говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Клирик Храма Рождества Христова иерей Михаил Поликаровский.