Из всех святых русских преподобный Сергий, может быть, самый непостижимый и таинственный. Его жизнь настолько проста, настолько прозрачна, что ее можно только созерцать: с детства он полюбил Бога простой и цельной любовью, и в течение всей своей жизни он был прост и делался все проще, так что в последнем итоге, когда в него вглядываешься, все меньше чувствуешь, что можно о нем что-либо сказать. Из всех русских святых он кажется самым далеким, окутанным самым глубоким созерцательным молчанием. А вместе с тем он удивительно близок: он близок тем, что, предстоя неразделенным сердцем, неразделенной мыслью перед лицом Господним, он возносит молитвы о всех нас, и порой чувствуется, с какой силой возвращается к нам благодать, испрошенная его молитвой.
Будем же возносить свои молитвы с постоянством, с крайней простотой, со всей доступной нам чистотой сердца к смиренному, простому и вместе с тем неумолимо цельному и чистому святому Русской земли, будем молиться о себе, чтобы по его молитвам и нам найти путь простоты и цельности, молиться о всем мире, молиться также — и особенно — о той земле, которую он так глубоко, живо и отрешенно умел любить, чтобы на ней, как и при нем после страшного татарского ига, жила благодатная оттепель, мир, любовь и единомыслие среди людей, основанные на вере в Бога, на вере в человека, на вере в то, что Господь есть Господь земной истории и что все события в жизни, в конечном итоге, — это тайна спасения мира.
Но для того, чтобы так молиться, нам надо самим до конца поверить, что Господь действительно среди нас есть, что Он действительно правит таинственно, порой очень страшно, событиями земли. И поверить не только на слове, не только умом, но свою жизнь и себя предать в руки Божии, вчитываться в Его слово, и без пощады к себе, но с крайним милосердием к другим быть творцами, а не только слушателями слова Божия, глаголов Святого Духа. И тогда, если мы самой жизнью, тем, как мы прислушиваемся к Богу и исполняем Его волю, войдем в эту тайну безмолвия и молитвенного созерцания, то через нас, так же как через преподобного Сергия, хотя, может быть, в такую малую нашу меру, благодать придет на людей, которые вокруг нас, и дальше, и шире — на всех тех, кого так возлюбил Господь, что Он Своего Сына Единородного дал на смерть и распятие, только чтобы люди могли поверить в любовь — и Божию, и человеческую, — уверовать и начать жить верой.
Преподобный Сергий был от современников прозван «Игуменом Земли Русской». Так русские люди выразили свою признательность основателю Троицкого монастыря, ныне называемого Сергиевой Лаврой, за его подвижнические труды, направленные на духовное возрождение Руси и воссоздание ее видимого единства. Святой Сергий умирял враждующих князей, поддержал святого митрополита Киприана, когда Великий Князь несправедливо начал утеснять русского первосвятителя. Но при этом святой Сергий явил высочайший образец подвижничества: молитвы, поста, трудов на благо своей братии. За свои великие подвиги преподобный сподоблялся сослужения с ним Ангела Божия на литургии, видения Божественной Славы в виде пламени, вошедшего в потир, из которого причащался святой Сергий. Рождественским Постом 1384 года святой Сергий сподобился явления Пресвятой Богородицы, посетившей его келлию вместе с апостолами Петром и Иоанном Богословом. Прославленный от Господа многими чудесами, радонежский игумен отошел ко Господу 25 сентября 1392 года, 78-м лет от роду. Тридцать лет спустя преподобный Сергий, «всея России чудотворец», был причислен к лику святых.
Cтатья подготовлена диаконом Максимом Плякиным и Дмитрием Сущенко.
При создании статьи использовались материалы проповедей Митрополита Сурожского Антония (Блума).