Православная Церковь давно для многих из нас стала чем-то привычным. Мы видим храмы, видим служителей Божиих, видим людей, собирающихся на молитву и «единым сердцем и едиными устами» возносящих Богу свои прошения и хвалы. И чаще всего мы не задумываемся над простым вопросом: «Как они все сюда пришли?». Ведь далеко не все наши православные современники родились в семьях, где родители были верующие, не все впитали свое православие с молоком матери. Кто рассказал им о Боге? Кто подтолкнул их к храму?
Многие и сейчас повторяют расхожий стереотип: «Никого звать не надо. Кого надо, Господь Сам приведет». Но неужели Господь Сам подойдет к каждому человеку? Неужели Христос Спаситель должен вновь идти по земле, приходя к каждому из людей? Ведь Он дал через Своих учеников Святое Евангелие, последняя заповедь в котором звучит весьма недвусмысленно: «Итак, идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20).
В одном из рассказов «Луга Духовного», прекрасного труда преп. Иоанна Мосха, есть замечательные слова: «Бог устроил так, чтобы люди вразумлялись людьми». Это одновременно и укор нам, и напоминание, тем более, что наша земля дала немало людей, самоотверженных подвижников, сделавших благовествование о Боге делом всей своей жизни. Их судьбы различны, и различными путями Господь приводил их к осуществлению их дела. Но одним словом объединяем мы их всех — наименованием «миссионер».
Вспомним сегодня их имена.
Вот архиепископ Иаков (Вечерков). Человек, увлеченный своим делом, искренне радевший об успехе миссии, не только всемерно поддерживал миссионерские проекты в Саратовской епархии словом и делом, но и во многих из них принимал участие. И полвека спустя после его смерти не до конца был разобран его личный архив, включавший тысячи листов выписок, документов, заметок, относившихся к миссионерскому делу — так было велико его усердие к делу, которое он считал важнейшим из того, что он совершал за свою жизнь.
Вот митрополит Иоанникий (Руднев). Ему выпало возглавлять Саратовскую епархию, когда Святейший Синод утвердил правила учреждения православных братств. Издавна братства на Руси были опорою Церкви в просветительской работе. Западнорусские братства очень много сделали для сохранения Православия в землях, охваченных гонениями от польских католиков и местной католической шляхты. И преемниками тех древних братств стали объединения XIX века. «Общественные организации» — сказали бы мы сегодня. Да, это было так. Братство свят. Петра в Москве, братство свят. Гурия в Казани объединяли и духовенство, и мирян — купцов, и ремесленников, и простых прихожан своих храмов, которым была небезразлична судьба Церкви и Православия в их городах. В Саратове эту эстафету приняло созданное в 1866 году Владыкой Иоанникием Братство Святого Креста. Сам основатель говорил: «Я буду счастлив, когда услышу, что открытое нами Братство покроет своей сетью все приходы епархии». Его желание осуществилось к 50-летнему юбилею Братства: к 1916 году его члены действительно трудились по всей епархии. Братчики создавали библиотеки, бесплатные столовые, склады для распространения религиозных книг, школы, осуществляли попечения о детских приютах. Детище Преосвященного Иоанникия стало одной из крупнейших миссионерско-просветительских организаций.
Вот сын псаломщика Константин Алексеевич Голубев. Он родился в селе, где почти половина жителей была в расколе с Церковью. Окончив Саратовскую семинарию, он вернулся на родину, чтобы полученные знания и данный от Бога талант употребить для возвращения к Церкви отпавших. Результат его трудов — около полутора тысяч человек присоединились к Православной Церкви, а сам талантливый проповедник был назначен сначала уездным, а потом разъездным епархиальным миссионером. От епископа Тихона Константин Алексеевич получил право приезжать в те села, где требовалась помощь местным священникам или не хватало квалификации миссионерам, и свободно участвовать в диспутах и собеседованиях.
Вот архиепископ Гурий (Карпов). Его миссионерское служение началось в мирянском братстве, созданном в Саратове по благословению Владыки Иакова (Вечеркова) еще до официального утверждения правил братств Святейшим Синодом. Потом была учеба, спецподготовка — и более двадцати лет в Духовной Миссии в Китае. Он переводил на китайский язык богослужебные книги и учебники (и как переводил!), исполнял дипломатические поручения России и Китая (да так, что китайцы потом благодарили русских за их миссионера), и рассказывал китайцам о Христе.
Или святитель Виктор (Островидов). Молодым иеромонахом он был направлен в чувашскую школу, созданную Братством Святого Креста, для просветительской работы. Он выучил чувашский язык ради того, чтобы совершать богослужение для своих подопечных на их родном языке. Примерно в то же время среди другого поволжского народа — калмыков возвещал свет Христов будущий духовник Саратовской духовной семинарии протоиерей Павел Бобров.
К сожалению, октябрьский переворот прервал многие миссионерские проекты нашей Церкви. Судьбы миссионеров тоже были сокрушены безбожием. В 1918 году отдал свою жизнь за Христа святой священномученик Константин Голубев. В 1934 году в северной ссылке после тяжелой болезни умрет святой священноисповедник Виктор (Островидов). В 1920-е годы в Саратове было закрыто Братство Святого Креста, а его имущество изъято или национализировано. Были упразднены должности уездных и епархиальных миссионеров. Церковь была лишена государственных дотаций, и сначала миссия оказалась без финансирования (речь уже шла о простом выживании, проповедь постепенно отходила на второй план), а со временем была законодательно запрещена.
Сегодня мы вновь на свободе. Тюремный срок за попытку рассказать молодежи о Боге более не является неотвратимой перспективой проповедника. Так, может, пришла пора вспомнить заповедь Христа?
диакон Максим Плякин