«Пасха священная нам днесь показася…»

«Пасха священная нам днесь показася…»

По слову святого Апостола Павла, если Христос не воскрес, то и самая вера наша напрасна (см. 1 Кор. 15:14). Благовестие об Иисусе Воскресшем было центром всей апостольской проповеди, стержнем самого христианства. Сообразно тому месту, которое занимает восстание из мертвых Сына Божия в вере и жизни христиан, расположен в богослужебном году и праздник в честь этого великого события.

Святая Пасха, Светлое Христово Воскресение — центр православного богослужебного года. Именно с Пасхи начинается новый годовой цикл чтения в храме Священного Писания, Пасхой в каждом новом году определяется счет гласов для распевов на рядовых (вседневных) службах, от Пасхи идет счет седмиц богослужебного года…

Служба, установленная Церковью на Пасху — особенная, более ни разу не повторяющаяся за пределами Светлой Седмицы (то есть самого Светлого Дня и следующих шести дней после него). Если всенощное бдение отличается от остальных служб преобладанием пения над чтением, то пасхальная служба поется почти вся, поется особым торжественным распевом, выражающим ликование христиан о воскресении Спасителя из мертвых.

В Евангелиях не содержится указаний на точное время самого Воскресения Христова, лишь сказано, что жены-мироносицы обнаружили уже пустую гробницу еще затемно в первый послесубботний день. Поэтому, по древнейшей традиции, засвидетельствованной уже святителем Дионисием Великим († ок. 265), пасхальное богослужение совершается ночью, но не прежде полуночи [1]. В современной российской практике оно начинается ровно в полночь. Собственно пасхальному последованию предшествуют последние две службы Великого Поста — «чтение великое» Деяний святых Апостолов и пасхальная полунощница. В вечер Великой Субботы Устав предполагает «нерасходное» пребывание молящихся в храме, даже последняя постная трапеза некогда приносилась в храм. В качестве же затрапезного чтения Устав предлагает полное прочтение книги Деяний Апостольских — чтобы повествованием о жизненном подвиге проповедников Воскресшего подготовить молящихся к самому торжеству Воскресения.

В конце «чтения великого» священнослужители читают перед Плащаницей Спасителя, находящейся на особом возвышении в середине храма, молитвы перед началом Литургии, поскольку по традиции Божественная Литургия в Пасхальную ночь совершается неотрывно от остальных пасхальных служб.

После чтения Деяний на середине храма, также перед Плащаницей, совершается полунощница, на которой вместо воскресного канона (его чтение отменяется ввиду наступления праздника Пасхи) прочитывается канон с утрени Великой Субботы, начинающийся словами «Волною морскою». В конце канона Плащаница уносится священнослужителями через Царские врата в Алтарь — время надгробного плача над Божественным Мертвецом закончилось, скоро в храме зазвучит ликующая весть о Его Воскресении.

Пасхальное богослужение начинают священнослужители, которые в Алтаре начинают петь стихиру «Воскресение Твое, Христе Спасе…» Первый раз она поется тихо, при затворенных Царских Вратах и задернутой алтарной завесе, второй раз — немного громче, при этом завеса отверзается, и в третий раз — уже в полный голос при открытых Царских Вратах.

После третьего исполнения стихиры священнослужители выходят из Алтаря. Начинается пасхальный Крестный ход: с многократным пением той же стихиры молящиеся обходят храм. Издревле в этом Крестном ходе участвовали все молящиеся в храме, однако в современной приходской практике при особом многолюдстве пасхальной службы во избежание давки на Крестный ход уходят лишь священнослужители, певчие и причетники.

По древней традиции, засвидетельствованной уже у церковных писателей IV – V веков, все молящиеся участвуют в пасхальной службе с зажженными свечами в руках — в знак того, что Пасха есть духовный пир для верующих. По словам «отца церковной истории» Евсевия, из-за обилия светильников в руках молящихся «эта таинственная ночь становилась светлее самого светлого дня» [2]. Многие христиане не желали оставлять этого обычая даже под угрозой гонений — в 1615 году в Грузии войска ненавистника христиан персидского шаха Аббаса I истребили в пасхальную ночь всех насельников Давидо-Гареджийской Лавры, вышедших на Крестный ход со свечами и лампадами. В Светлый Вторник Церковь чтит память этих шестисот монахов-мучеников.

Сама утреня начинается «при дверех» храма: в древности ее начало совершалось в притворе, ныне — обычно непосредственно перед входом в храм. Перед храмовыми вратами предстоятель совершает и первый возглас утрени — «Слава Святей…», и первый раз поет тропарь наступившего праздника — «Христос воскресе из мертвых…»

В конце Крестного хода двери храма закрываются в воспоминание о том, что Гроб Спасителя был запечатан иудейскими первосвященниками. Все священнослужители, облаченные в белые ризы, как бы изображают тех блистающих ангелов, которые женам-мироносицам возвестили о Воскресении Господнем. После возгласа предстоятеля к началу утрени сначала духовенство, потом хор многократно поют тропарь Пасхи, после которого двери вновь открываются (в память об Ангеле, который отвалил камень от гроба — см. Мф. 28:2), и все молящиеся входят в храм. Пасхальная утреня продолжается великой ектенией. На утрени Пасхи отсутствуют не только все обычные чтения (шестопсалмие, кафизмы, Евангельское чтение), но и часть песнопений — полиелей, великое славословие. Это объясняется тем, что пасхальное богослужение восходит к особым древним службам — так называемым «песенным последованиям», совершавшимся сначала в Иерусалиме, а затем и в Константинополе лишь в самые торжественные праздничные дни.

После ектении хор поет канон Пасхи, составленный преп. Иоанном Дамаскиным, каждая песнь которого завершается трехкратным повторением пасхального тропаря. После канона поется (обычно священнослужителями) трогательное песнопение «Плотию уснув…», после которого следуют стихиры Пасхи, начинающиеся словами «Пасха священная нам днесь показася…».

После стихир на службе положено единственное чтение на всей утрени — огласительное Слово святителя Иоанна Златоуста на светоносный день Воскресения Христова. В этом поучении великий проповедник призывает всех верующих насладиться радости великого пасхального торжества: «Воздержницы и ленивии, день почтите. Постившиися и непостившиися, возвеселитеся днесь… Ад огорчися, ибо упразднися, огорчися, ибо поруган бысть… Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются Ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует». Чтение «Слова…» завершается тропарем святителю Иоанну, после чего следуют обычные утренние ектении и отпуст.

После утрени поются Часы Пасхи — особые, присущие только пасхальному периоду песнопения. В течение всей Светлой Седмицы они будут исполняться в храме вместо часов, повечерия и полунощницы, а в домашней молитве христиан они заменят утренние и вечерние молитвы.

После часов в храме служится Литургия святителя Иоанна Златоуста. Наверное, самая известная особенность пасхальной Литургии — чтение Святого Евангелия на многих языках в память Апостольской проповеди всем народам, по завету Самого Спасителя (см. Мф. 28:19). Если есть возможность, Евангелие прочитывается и на тех древних языках, на которых впервые зазвучала апостольская проповедь, — древнееврейском, древнегреческом и латинском.

За Литургией вновь и вновь звучит радостный пасхальный тропарь — «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Христос оживляет и нас, зараженных смертоносным дыханием греха. И помимо напоминания о победе Господней над адом, пасхальные песнопения призывают нас и делами идти вослед Христа, призывающего к себе всех — и призванных от начала, и пришедших в Господень виноградник «в одиннадцатый час» (см. Мф. 20:9). А для этого мы должны постоянно приступать к Чаше Христовой, которая, по слову святителя Василия Великого, соделывает нас храмами Святого Духа, и в сердца наши вселяется Сам Христос. И потому в день Светоносного Христова Воскресения многие христиане стараются причаститься Святых Христовых Таин, чтобы не только умом, но и всем естеством принять участие в том великом торжестве, на которое в этот святой день призывает нас Христова Церковь.

Примечания:

  1. Каноническое послание священномученика Дионисия, архиепископа Александрийского, к епископу Василиду. ^

  2. Евсевий, еп. Кесарийский. Жизнь Константина. IV, 22. ^

Диакон Максим Плякин