На втрой подготовительной неделе перед Великим Постом, согласно уставу Православной Церкви совершается Вселенская родительская мясопустная суббота. В этот день, как бы предшествующий Страшному суду, Церковь молит Праведного Судию явить всем усопшим, включая особенно всех, кто умер внезапно и остался без узаконенного погребения, Свою милость в день нелицеприятного воздаяния.
Установление мясопустной родительской субботы восходит к преданию апостольскому, что подтверждается уставом св. Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввою Освященным на основании древнейшего предания, и обыкновением древних христиан стекаться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство из IV века
Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного Суда Христова, Церковь ввиду этого Суда установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу, приносит великую пользу и помощь умершим отцам, братиям и сестрам нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви – обществе верующих, членами которой являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.
Субботы Мясопустная и Пятидесятницы имеют исключительный характер. Это прежде всего вселенские субботы. Здесь на первом месте поминовение всех вообще, во все времена, повсюду и разнообразно почивших. Поминовение наших родителей, в смысле родственников и близких, лишь присоединяется к этому вселенскому поминовению. Однако это не значит, что в эти дни невозможно поминовение ближайших сродников. Но все же православным следует знать и твердо помнить, что в две вселенские субботы их долг молиться прежде всего о всех от века усопших православных христианах, «от Адама до днесь», чтобы, исполняя заповедь Церкви и поддерживая ее установление, тем самым как бы гарантировать сохранение этого святого установления в долготу дний (Пс. 92, 6), обеспечить поминовение наших любимых усопших до скончания века и как бы внести некоторый залог в сокровищницу Церкви в счет поминовения и нас самих в века последующие, да исполнится и на нас неложное слово Христово: «какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк. 6, 38).
Тропарь, глас 8: Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй, / и полезное всем подаваяй, / едине Содетелю, упокой Господи, души раб Твоих: / на Тя бо упование возложиша, / Творца и Зиждителя и Бога нашего.
По материалам «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви»
Афанасия (Сахарова) Епископа Ковровского
Подготовленно Ольгой Севастьяновой