Несколько слов о Ф.М.Достоевском

 Несколько слов о Ф.М.Достоевском

В этом году отмечается замечательная дата – 130 лет со дня смерти писателя († 10 февраля / 28 января 1881 г.), не могущего оставить равнодушным ни одного вдумчивого читателя. Авторитет Достоевского в наши дни непререкаем. Несмотря на перипетии собственного жизненного пути, наследие, оставленное им, бесспорно, является кладезем мудрости для человека несогласного мириться со своей совестью, жить «по течению». Тонкий психологизм его сочинений способен удивить читателя, заставляя увидеть в себе все то подспудное, что обычно мы стараемся прятать в тайниках собственной души и в первую очередь – от самих себя. Всегда легче признать себя неправым перед кем-то, надеясь, что другой поймет, взглянет на ситуацию твоими глазами, и может быть встанет на твою сторону, но как сложно быть честным с самим собой… ведь с этим признанием придется жить. В романах Ф.М.Достоевского подобные пассажи со всей выразительностью предстают перед читателем и под пером гениального автора могут помочь найти ответы на самые главные человеческие вопросы.

Сложно переоценить значение творчества Ф.М.Достоевского и об этом уже написано огромное количество статей и целых исследований. Тонко подмечает в трудах писателя христианские аспекты профессор Московской Духовной Академии А.И.Осипов в своей статье «Достоевский и христианство»: «Федор Михайлович Достоевский принадлежит к той сравнительно небольшой части людей, которые несут в себе какой-то неугасающий огонь, непрерывно жгущий их души исканием Истины и приносящий им глубокое страдание, пока не найдут ее.

Говоря о Достоевском, его же словами о человеке, «широк… слишком даже широк, я бы сузил». Но нельзя его сузить, иначе это будет не Достоевский. Эдгар По однажды записал: «Если какой-нибудь честолюбивый человек возмечтает революционизировать одним усилием весь мир человеческой мысли, человеческого мнения и человеческого чувства, подходящий случай у него в руках – дорога к бессмертию лежит перед ним прямо, она открыта и ничем не загромождена. Все, что он должен сделать, — это написать… маленькую книгу. Заглавие ее должно быть простым – три ясные слова – «Мое обнаженное сердце». Но – эта маленькая книга должна быть верна своему заглавию».

Однако писатель, видимо, забыл, что такая книга уже написана и эта «маленькая книга» называется – Евангелие. Оно с предельной полнотой обнажило глубины сердца человеческого, открыв миру путь к совершенному познанию души: и ее невыразимой красоты, равной которой, по выражению преподобного Макария Египетского, нет ни на земле, ни на небе, и того безмерного зла, которое возникло в том же сердце в силу отступления человека от Самой Истины и Жизни – Бога. Оно, Евангелие, стало для живых духом людей источником и основой истинного познания своего собственного сердца, познания человека, и, отсюда, рождения многих «маленьких книг».

Одним из немногих писателей, кто показал «обнаженное сердце» человека в свете Евангелия и явился Федор Михайлович Достоевский. Человек как образ Божий, хотя и падший – всегда главный предмет мысли Достоевского. «А любил он прежде всего живую человеческую душу во всем и везде, и верил он, что мы все род Божий, верил в бесконечную силу человеческой души, торжествующую над всяким внешним насилием и над всяким внутренним падением», – так говорил на могиле Достоевского 1 февраля 1881 года В.С. Соловьев.

Евангелие – открыло ему тайну человека, открыло, что человек – не обезьяна и не ангел святой, но образ Божий, который по своей изначальной богозданной природе добр, чист и прекрасен, однако в силу греха глубоко исказился и земля сердца его стала произращать «терние и волчцы». Поэтому то состояние человека, которое называется теперь естественным, в действительности нижеестественное, больное, искаженное, в нем одновременно присутствуют и перемешаны между собой семена добра и плевелы зла. В чем же спасение человека по Евангелию? – В опытном познании сущностной поврежденности своей природы, познании неспособности только собственными усилиями искоренить в себе это зло и через то – признание необходимости Христа как единственного своего Спасителя, т.е. живая вера в Него. Сама эта вера, таким образом, есть плод искреннего искания чистоты души через постоянное понуждение себя к жизни по совести и совершению евангельского добра в борьбе с грехом, открывающей ему его реальное бессилие и смиряющей его.

Во Христе и Его Церкви, каковой по глубокому убеждению Достоевского является Церковь Православная, только и возможно спасение. Христос для Достоевского не отвлеченный нравственный идеал, не абстрактная философская истина, но абсолютное, превысшее все личностное Благо и совершенная Красота. Именно поэтому он с таким сарказмом говорит через Алешу Карамазова о псевдопоследовании Христу: «Не могу я отдать вместо всего два рубля, а вместо «иди за Мной» ходить лишь к обедне». В таком случае действительно от Христа остается лишь «мертвый образ, которому поклоняются в церквах по праздникам, но которому нет места в жизни».

Но Христос по глубокому убеждению Достоевского сохранился неповрежденно лишь в Православии, в народах славянских и особенно в русском народе. Отсюда и особенность взгляда Достоевского на русский народ, как на народ богоносец, народ, который может и должен спасти Европу – это «дорогое, — по словам Ивана Карамазова, — кладбище», а с нею и весь мир. «Все, все, чего ищет русский народ, — пишет он, — заключается для него в Православии — в одном Православии и правда и спасение народа русского»; «главнейшее предызбранное назначение народа русского в судьбах всего человечества и состоит в том, чтоб сохранившийся в Православии Божественный лик Христа, когда придет время, — явить всему миру, потерявшему свой путь».

Величайшая заслуга Достоевского как писателя-психолога в том и состоит, что он не только сам познал свое падение, смирился и пришел через труднейшую борьбу к истинной вере во Христа, как и говорил о себе: «Не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла», – но и в том, что в необычайно яркой, сильной, глубокой художественной форме раскрыл миру этот путь души. Достоевский как бы еще раз благовествовал миру христианство, и так, как, по-видимому, никто из светских писателей еще ни до, ни после него не сделал.

О творчестве Достоевского можно с несомненностью говорить, что основное его направление и дух его – евангельский (речь идет не о богословской точности высказываний). Как все Евангелие пронизано духом покаяния и прощения, мужественного смирения и жертвенной любви, – одним словом, духом мытаря, блудницы, разбойника, припавших со слезами раскаяния ко Христу и получивших через это очищение, нравственную свободу, радость и свет жизни, – так и весь дух произведений Достоевского дышет там же и тем же. Достоевский, кажется, только и пишет о «бедных людях», об «униженных и оскорбленных», о «карамазовых», о «преступлениях и наказаниях», возрождающих человека и возводящих к началам истинной любви. «Возрождение, – подчеркивает митрополит Антоний (Храповицкий), – вот о чем писал Достоевский во всех своих повестях: покаяние и возрождение, грехопадение и исправление, а если нет, то ожесточенное самоубийство; только около этих настроений вращается вся жизнь всех его героев».

Подготовлено иереем Михаилом Поликаровским.

 Несколько слов о Ф.М.Достоевском