Неделя Праотцев

Неделя Праотцев Известно, что к двум величайшим нашим праздникам: Светлому Христову Воскресению и Рождеству Христову — Церковь нас начинает готовить издалека в храме для того, чтобы христианин имел возможность заблаговременно духовно себя подготовить к таким великим духовным торжествам, какими являются эти праздники. И вот, уже три с лишним недели тому назад, когда начался пост, который именуется постом Рождественским, т.е., готовящим нас к этому празднику, в канун большого двунадесятого праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, в православных храмах зазвучал уже радостный торжественный призыв: “Христос рождается — славите, Христос с небес — срящите, Христос на земли — возноситеся!” И потом, во все те дни, когда были какие-либо праздничные воспоминания всех великих святых, этот призыв снова и снова повторялся. Но теперь мы с вами ближе подошли к этим светлым, торжественным праздничным воспоминаниям, и Церковь предварительно напоминает нам о тех великих праведниках Ветхого Завета, которые спасались верою в Спасителя, еще только грядущего, Рождество Которого мы с вами, Бог даст, скоро будем праздновать. “Неделя Праотцев” — именуется завтрашний воскресный день. Церковь пред нами проводит великих мужей древности, начиная с праотца Адама и праматери Евы, о которых часто твердят, что они были первые грешники, а забывают о том, что они, через покаяние, сделались и первыми праведниками. Т.е., когда говорится о том торжестве, о той радости, которая была в таинственной адской бездне, то постоянно Церковь говорит о том, что Господь там, прежде всего, именно Адама и Еву “свободил,” освободивши их от всяких последствий их страшного поступка и греха, еще в райских селениях. И за ними вслед вспоминаются великие мужи древности. И Авраам, отец верующих, и Ной, великий праведник, который спасся тогда, когда погибал во время потопа весь растленный грехами человеческий род, и другие великие мужи и пророки и святые угодники Божии. Но когда мы с вами о них вспоминаем, то всегда нам не лишне вспоминать и одно изречение нашего Спасителя, Который когда-то говорил апостолам Своим: “Блаженны ваши очи, которые видят то, что вы видели; и ваши уши, которые слышат то, что вы слышите, ибо говорю вам, что многие цари и пророки до вас хотели бы видеть то, что вы видите и не видели, и слышать то, что вы слышите и не слышали.” Мне как-то приходилось здесь говорить, но снова напомню, что это ведь относится и к нам. Тот же великий отец верующих праотец, патриарх Авраам, вероятно всю бы жизнь свою отдал, если бы мог присутствовать на нашей Божественной литургии. Однако же он не видел того, что мы видим и не слышал того, что мы слышим. Но не тревожит ли нас то, что кому много дано, с того много и спросится?! Нам дано, в смысле вероученья, в смысле Божественного знания, несравненно больше, чем ветхозаветным праведникам, которых мы ныне вспоминаем перед Рождеством, а поэтому и ответственность наша пред Богом и Его правдою гораздо больше, чем их. Они спаслись верою в Грядущего Спасителя, имели только пророчества, пророков предсказания, а пред нами открыта вся жизнь, воплотившегося Слова Божия, все, что Он совершил для нашего спасения, ибо в наших праздниках Церковь нашей верой переносит нас туда, к святым евангельским дням, и мы как бы сами присутствуем и переживаем то, что переживалось, что совершалось тогда. Будем же это помнить, готовясь к празднику Рождества Христова. Как они (ветхозаветные праведники) радовались всегда, когда хоть что-либо было им приоткрыто из этой тайны — явления Сына Божия на земле! Говорил когда-то Господь Иисус Христос, окружавшим Его иудеям — врагам Его: “Авраам, отец ваш, рад был бы видеть день Мой. И увидел и возрадовался.” Совершенно несомненно, что Господь Иисус Христос указывает на то, что Аврааму как-то приоткрылась эта тайна и возрадовался он, когда это было открыто ему. Но это были только отдельные искры духовных откровений, а нам с вами истина открыта во всей полноте, которая необходима для нашего спасения. Будем же это помнить, что мы ответственны перед Богом за то, что нам дано, и что мы это не используем для спасения своего. Эта память говорит о нашей ответственности пред Богом и с благодарностью Ему за то, что нам так много дано. С этим и будем готовиться с вами к тому, чтобы достойно встретить великий и славный праздник Его Рождества.

Подготовленно Дмитрием Константиновым по материалам проповедей Митрополита Филарета (Вознесенского).