ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

В этот день православная Церковь вновь прославляет Пречистую Деву. Об этом событии, как и об истории детства Пресвятой Девы, Священное Писание ничего не говорит, но память веры, складывающаяся в Предание Церкви, хранит многое ценное и дорогое верующему человеку. Свидетельства о введении во храм юной Девы Марии восходят к апокрифическому протоевангелию Иакова, датированному II веком, где сообщаются подробности Ее детства. В дальнейшем церковное Предание было дополнено в проповедях отцов и учителей Церкви и сохранило немало подробностей этого события, многие из которых, конечно, невозможно подтвердить исторически, но нам нет нужды изыскивать исторических доказательств, ведь вера питается не доказательствами, а созерцанием и сердцем.

Иерусалимский храм времен Иисуса Христа называли вторым храмом. Он был восстановлен после Вавилонского плена, но по размерам и великолепию уступал первому храму Соломона, и, что самое главное, в нем не было Ковчега Завета – главной святыни иудеев. Пророки предрекали этому второму храму славу большую, чем была у первого: «Внезапно придет в Церковь свою Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, которого вы ждете» (Малах. 3, 1). Но шли годы, ничего не происходило, Святое Святых пребывало пустым.

Однако храм продолжал оставаться центром всей духовной жизни израильского народа. Кроме священников и других служителей при храме жили назореи — мужчины и женщины, давшие обет служения Богу. Они воздерживались от употребления опьяняющих напитков, не стригли волос, выполняли посильную работу в храме и получали необходимое пропитание. Обыкновенно назорейство принималось добровольно по разным побуждениям и продолжалось какое-то заранее определенное время. По прошествии же срока обета назореи приносили жертву Богу, стригли волосы и возвращались в свои семейства. Но иногда обет назорейства давали родители за своих детей, особенно если эти дети были долгожданные и о появлении их на свет горячо молились.

Так было и с Девой Марией. Она была обещана, посвящена Богу еще до Своего рождения, и с раннего детства в Ней возникло стремление жить только для Бога. Она Сама просила родителей скорее исполнить обет, то есть поселить Ее в храме. И хотя возраст избранницы Божией, едва научившейся говорить, был слишком мал для глубокого понимания предметов веры, сердце Ее пламенело любовью и желанием служить Богу. По выражению святых отцов Церкви, Богоотроковица «младенчествовала плотью, но была совершенна душою», «трилетствовала телом и многолетствовала духом». По тому-то святые родители, когда Деве Марии исполнилось три года, решились не откладывать далее посвящения Ее храму.

Предание повествует, что в Назарете к торжеству посвящения приглашены были все родственники и знакомые. Пречистую Деву Марию украсили с царским великолепием и, кроме того, пригласили для сопровождения Ее юных девиц. И вот процессия двинулась из Назарета в Иерусалим. Впереди шествовали с зажженными свечами юные девушки, поющие псалмы Давида, за ними Иоаким и Анна, которые вели за руки свою Преблагословенную Дочь, замыкали процессию родные и знакомые.

Когда процессия достигла Иерусалимского храма  Навстречу ей вышли священники во главе с первосвященником Захарией. Ко входу в Иерусалимский храм вели пятнадцать больших ступеней, на которых священники пели особые «степенные» псалмы, входя в храм для служения. Иоаким и Анна поставили Марию на первую ступень со словами: «Иди, Дочь, к Богу, давшему нам Тебя, к благосердному Владыке. Войди в Господню Церковь – радость и веселие мира». И первосвященник принял Пресвятую Деву и, поцеловав, дал благословение, сказав: «Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо через Тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля Искупителя».

Здесь, как и во многих других случаях, мы имеем дело не столько с историческим фактом, сколько с образным, символическим осмыслением событий. Вот что говорят об этом отцы Церкви. То, что Святое Святых в это время не имело Ковчега Завета с его священными принадлежностями, как бы свидетельствовало об окончании некоего этапа духовной истории, оно пребывало пустым в ожидании знамений дальнейших таинственных судеб человечества. Для людей Ветхого Завета Иерусалимский храм был единственным и исключительным средоточием их веры. Здесь, словно в центре мира, человек мог ощутить присутствие Бога и как бы встречался с Ним. Но все меняется, когда в это святилище вступает маленькая Мария и Ее встречает первосвященник. Эта перемена лучше всего выражена в словах песнопения праздника: «Пречистый храм Спасов вводится в дом Господень…» (кондак праздника). Вслушаемся в эти слова, ведь они означают, что теперь человек больше чем храм! Если раньше человек освящался храмом, то теперь – открывается, что он сам, его душа, его тело – призваны быть храмом Божиим, местом встречи, обиталищем и присутствием Божиим. «Все храмы, все жертвенники – только предвозвещение, только символ единственного подлинного храма – человека», – пишет протопресвитер Александр Шмеман. И именно это радостно созерцает Церковь, празднуя Введение во храм Девы Марии. Никто не мог входить во «святое святых», и запрет этот выражал недоступность Бога человеку. Но Дева Мария вступает туда, потому что Сама призвана стать Храмом, местом нисхождения к нам Бога.

Праздничные церковные песнопения этого дня неоднократно повторяют, что Дева входит во храм, чтобы Самой сделаться живым храмом Божиим во исполнение древних пророчеств, что «жилище Бога будет с людьми» и что сам человек есть единственное истинное место Божественного присутствия. Вот почему этот праздник нам сегодня так важен — он как бы указывает на наше истинное призвание, напоминает о божественном достоинстве каждого человека. В лице Девы Марии весь род человеческий идет навстречу Богу, готов посвятить себя Божьему промыслу и Божьему замыслу. Каждый может войти во храм и стать храмом Божиим, стать обиталищем Бога живого. Об этом возвещает нам и тропарь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы:

Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасение проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Кондак, глас 4.

Пречистый храм Спасов,/ многоценный чертог и Дева,/ священное сокровище славы Божия,/ днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи,/ Яже в Дусе Божественном,/ Юже воспевают Ангели Божии:// Сия есть селение Небесное.

Подготовлено Иереем Михаилом Поликаровским.

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ