УСПЕНИЕ – ТОРЖЕСТВО ЖИЗНИ

 

assumption_virgin
image-558
Дни памяти христианских святых – как правило, дни окончания их земной жизни. Среди них исключительное место занимает день расставания с Пресвятой Богородицей Девой Марией. Отсюда и многогранность праздника: понятная человеческая скорбь сочетается с радостной уверенностью в том, что смерти как уничтожения и небытия просто не существует. На это указывает и славянское название: «Успение» – это просто «Сон», за которым следует пробуждение и слава.

О земной жизни Девы Марии известно довольно мало: канонические Евангелия говорят о Ней только в связи с Ее Сыном. Известно, что умирающий на кресте Христос просил Ее усыновить Своего любимого ученика – святого Иоанна Богослова. Наконец, Книга Деяний Апостольских говорит о Ее пребывании среди апостолов в еврейский праздник Пятидесятницы, ставший для нас Днем Святой Троицы. Последующая жизнь Богоматери описана только в апокрифических источниках, не вошедших в Библию и не имеющих догматического авторитета.

Одно из преданий свидетельствует об участии Марии в распределении между апостолами земель, куда им надлежало отправиться для проповеди. По жребию Ей выпала Иверия (Грузия), с которой Она впоследствии оказалась таинственно связана через Иверскую икону Божией Матери. Но ангел указал Ей иной путь – на Афон (северо-восток Греции), и эта Святая гора стала позднее мировым центром православного монашества, местом особого почитания Богоматери.

По другому, исторически более достоверному, преданию, Дева Мария тихо жила в доме Своего названного сына, апостола Иоанна Богослова, – в Иерусалиме и Эфесе (на западном побережье Малой Азии), деля время между молитвами и трудами рукоделия, и посещала места, относящиеся к земной жизни рано ушедшего от нее Сына.

События последних дней, непосредственно связанные с Успением Богоматери, символически воспроизводят важнейшие моменты Ее жизни. Новым Благовещением становится возвещение архангела Гавриила о близкой кончине, а принятие Марии вместе с телом в «небесную славу» – новым Введением во Храм. Как некогда Богоматерь держала на руках младенца Христа, так теперь Ее Сын, спустившийся с небес к смертному одру, принимает на Свои руки маленькую и хрупкую душу Марии, родившуюся в новую жизнь. Такой, в виде спеленатого младенца, изображается Ее душа на православных иконах праздника.

Вскоре наступает кульминация: Предание сообщает нам, что разлученная с телом душа Богоматери вновь чудесно с ним воссоединяется, и воскресшая Дева восходит с телом в горний мир. Апостолы, собравшиеся в Иерусалим для Ее погребения со всех концов Вселенной, раскрыли на третий день гробницу для запоздавшего апостола Фомы. И этот апостол, некогда усомнившийся в Воскресении Христа, теперь сам возвестил товарищам о воскрешении Его Матери: желая поклониться телу Марии, он нашел в пещере одни лишь погребальные пелены.

Время Успения Девы Марии неизвестно. Очевидно лишь, что оно последовало до первых гонений на христиан, развязанных безумным императором Нероном в 64 году. Древнехристианская традиция указывает гробницы Девы Марии, Ее родителей Иоакима и Анны, а также Иосифа Обручника в Гефсиманском саду, в восточной части Иерусалима.

Символично, что Успение – последний «двунадесятый» праздник православного церковного года (заканчивающегося 13 сентября по новому стилю). А первым общехристианским праздником Нового года станет Рождество Богоматери (21 сентября н. ст.).

 

Тропарь, глас 1

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице: преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.


Кондак, глас 2

В молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави, во утробу Вселивыйся Приснодевственную.

Подготовлено Дмитрием Константиновым.

 

 

Комментирование закрыто